Эстетика либертарного сопротивления


Вы когда-нибудь задумывались, по каким причинам и как люди приходят в движение? Безусловно, на это есть и обьективные понятные причины – люди “пропитались” идеями, им нравятся наши цели и задачи, наши методы и т.д. Но есть и другой, не менее важный фактор – это внешняя сторона, оболочка, эстетика.

Помню, еще лет в 11-12, когда я и понятия толкового не имел об анархизме, антиглобализме и т.д. смотрел я как-то телевизор. По одному каналу шел репортаж о протестах в Сиэттле (кто не в курсе – это был первый крупный антиглобалистский протест, в котором приняли участие сотни тысяч человек, и который позволил сорвать проведение саммита, т.к. делегатам просто не дали подьехать к месту его проведения, и серьезно напряг американские власти: в Сиэттле было введено чрезвычайное положение из-за бурных и жестоких уличных беспорядков). Дикторша привычно зачитывала сообщения о беспорядках, вандалах, раненых полицейских и т.д. Все это сопровождалось интересным видеорядом: человек весь в черном, с лицом, закрытым в маской, окруженный клубами слезоточивого газа, сооружает баррикаду, подтянув к себе здоровенный мусорный бак, и достав баллончик, рисует на этом баке букву “А” в круге. Казалось бы – что здесь такого? Но в том возрасте это оказало на меня такое влияние, настолько взбудоражило и занитересовало меня, что я сразу понял: антиглобалисты – крутые ребята! И хотя я ничего не знал ни о их идеях, ни о их целях, именно оболочка – их внешний вид и эстетика оказала на меня очень сильное влияние. Такое сильно влияние эстетики характерно не только для 11-12 летних детей, но и для молодых людей вообще. Яркие флаги, “крутой” внешний вид, стройные колонны решительных и агрессивных молодых людей – вот что для многих является первоочередным привлекающим фактором. Многие люди к идеям приходят позже, очаровавшись сначала внешней стороной движения! Как пример, можно привести РНЕ – многие молодые люди, отнюдь не зараженные расизмом и национализмом, приходили туда потому что их привлекал вид подтянутых и крепких людей, вид устрашающей и в то же время привлекательной черной формы РНЕшников, и им хотелось стать такими же. И только потом уже им промывали мозги нацистскими идеями. В связи с этим стоит вопрос – какой должна быть эстетика либертарного сопротивления, чтобы привлекать людей нужного нам типа? Как мы должны выглядеть, какой должна быть “оболочка” нашего движения, какие чувства и эмоции она должна вызывать у окружающих?

В первую очередь давайте посмотрим на существующие ныне субкультуры и движения с различной эстетикой. Хиппи – на кого они похожи? Длинные волосы, цветная одежда, миролюбивое поведение, пацифизм, любовь ко всем и всему и, в частности, к наркотикам. Какого типа людей они к себе привлекают? Таких же – слабых (по крайней мере внешне), пассивных, спокойных. Панки – воплощение протеста и агрессии. Ирокезы, шипы, намеренно эпатажное и неадекватоне поведение, быстрая и жесткая музыка – вот главные черты и атрибуты панка. Не поэтому ли панк-культура ближе всего стоит к анархизму? Люди, идущие к панкам, как правило, имеют внутри своей личности серьезные противоречия, их понятия о жизни и справедливости не стыкуются с реальностью, и отсюда идет самый серьезный и безжалостный протест. Фашизм (нацизм, национализм, бонхеды и т.д.) – этот эстетический образ всегда отличал и отличает налет военщины. Стройные, подтянутые, сильные, сплоченные, серые и однообразные – такими хотят видеть нацистские лидеры своих адептов. И поэтому к нацистам идут те, у кого есть какие-то серьезные комплексы, кто страдает от неполноценности и нуждается в праве на насилие, которое ему несомненно будет обеспечено среди фашистов. Авторитарные коммунисты и большевики – в большинстве случаев по форме (да и по
содержанию) это те же самые фашисты, только под красными флагами. Внешний вид у них похож, идеи – тоже.

Что касается либерально-нациоалистической оппозиции в Беларуси, то она начинает все более приобретать субкультурные черты, особенно среди молодежи. И их эстетика носит скорее всего весьма общий и нечеткий “общепротестный” характер. Многая молодежь в оппозиции не идет дальше абстрактного “против!”, приходя в оппозицию только лишь для того чтобы потусоваться и найти себе парня\девушку. Следовательно, и четко выраженной эстетики с яркими эмоциональными и смысловыми посланиями у этой “субкультуры” нету. Теперь мы вплотную подобрались к тому, как же должен выглядеть наш Протест со стороны, чтобы привлекать к себе молодежь. Для начала нужно определить, какого рода люди приходят к анархистам. Это люди, недовольные существующим порядком вещей. Крайне свободолюбивые, неспокойные и ищущие себя. Люди с обостренным чувством справедливости. Зачастую – творческие личности. Это парни и девушки, ненавидящие искусственно и без их ведома сконструированную окружающую действительность, ненавидящие навязанные им условия жизни. Не зря анархисты выбрали себе такое жесткое и взрывное сочетание цветов – КРАСНЫЙ (цвет крови и ненависти) И ЧЕРНЫЙ (цвет отчаяния, нигилизма и тотального отрицания). Анархист не любит командовать, но и не будет подчиняться. Он – равный среди равных, и ему одинаково противны как унылая военщина, символизирующая иерархию и подчинение, так и пассивный пацифизм, предпочитающий смирение и покорность борьбе и сопротивлению. Таким образом наше Движение должно олицетворять собой свободу, творчество, агрессию и непокорность. И вся внешняя сторона нашего протеста, наш внешний вид и наши действия должны соответствовать этим качествам.

Конечно, все это не значит, что нам всем нужно резко начать подгонять свой внешний вид и поведение под какие-то стандарты. Я просто хотел показать, КАКИМ должно выглядеть СО СТОРОНЫ наше Сопротивление, чтобы привлечь к нам людей необходимого типа. Помните – человек сначала видит оболочку, внешнюю сторону, а потом уже воспринимает идеи. И очень важно чтобы эта внешняя сторона его не оттолкнула. И если на анархо-мероприятии посторонний человек увидит обторчанного раздолбая или интертного пофигиста – ничего удивительного что он не захочет иметь с нами ничего общего. Только приведя ФОРМУ своего движения в соответствие с его СОДЕРЖАНИЕМ мы можем добиться успеха!

Свобода или Смерть №4 (январь-апрель2006г)

1 коммент

  1. Три замечания.
    Во-первых, все, что тут сказано про анархистов и вообще про сторонников той или иной идее, касается лишь ее «политического» содержания. Между тем политика есть отражение экономики. Протестовать или не протестовать можно и в рамках систему, однако, анархизм выходит за эти рамки. Полное название анархизма — анархо-коммунизм. Анархо-коммунист не просто протестует, он выступает за определенное общество. Общество в котором нет высших и низших не только в принятии решений, но и в доступе к благам, в потреблении. Об этом счас часто забывается. Анархисты воспринимаются как протестующие против власти, но не против собственности. Об этом надо напоминать постоянно.
    Во-вторых, анархо-коммунистическая революция возможна лишь при поддержке или хотя бы сочувствии большинства. А это значит, что анархист не должен восприниматься как этакий «байроновский герой» противопоставляющий себя большинству, (а сплошь и рядом он воспринимается именно так (лично я не раз встречал высказывания вроде «анархистом может быть избранный. это не для быдла»)). Не случайно большинство махновцев ничем не отличалось от обычных крестьян (хотя меньшинство резко выделялось своим внешним видом), а большинство испанских анархистов 20-х-30-х — от обычных рабочих. Сейчас маоисты как правило стараются не отличаться от тех людей, среди которых они ведут работу (как правило, это крестьяне-общинники). Из-этого не следует, что все современные анархисты должны немедленно превратиться в «цивилов». Уже хотя бы потому, что современные «цивилы» порой отличаются друг от друга не меньше, чем хиппи от панков (можно встретить человека с бритой головой и с патлами до плеч или хвостом и при этом обоих вполне «цивильных»). Однако, я думаю, что им лучше выглядеть так, чтобы любой «цивил», даже видя отличие, чувствовал, что он может стать таким же. Если захочет, конечно.
    В-третьих, та же «мимикрия» современных маоистов вызвана не только агитацией, но и конспирацией. Как писал Шаламов, многие воры не раз раскаивались в том, что в молодости изукрасили себя «особыми приметами» в виде татуировок. Внешний вид не должен давать властям лишнюю наводку. Во всяком случае, если анархисту необходимо будет «затеряться», он должен иметь возможность это сделать и сделать быстро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *