За граффити в Минске задержали пять человек

grafici_kryminal_2Несмотря на тот факт, что наш коллектив скорее негативно относится к граффити «Беларусь мае быць беларускай», мы считаем, что белорусское государство решило покончить с инакомыслием в зачатке и не последнюю роль в аресте сыграла именно анархическая эстетика и направленность инкриминируемых акций. Тем более одна из этих акций, судя по всему, была прислана нам читателем и опубликована. Если раньше государство разворачивало такую активность из-за факта поджогов и акций прямого действия — то теперь достаточно баннеров, граффити и забрасывания краской мусорской рекламы.

Возникает вопрос: какой смысл выражать свое негодование мирно и без насилия, если за это все так же возьмется ГУБОПиК и КГБ? Если силовики считают, что даже граффити уже преступление — не значит ли, что время напомнить о старом добром прямом действии?

Мы в очередной раз призываем всех неравнодушных проявить активность, в рамках Недель неповиновения или вне их. Если сейчас мы не ответим на наступление государства — то завтра уже окажемся в том, что вчера еще казалось антиутопией.

Ниже — материал по информации из СМИ:

«Меня повалили на пол, заковали в наручники и стали бить ногами по телу, по голове, угрожали», — рассказывает Ярослав Ульяненков в комментарии правозащитному сайту «Вясны». Все это произошло с ним вечером во вторник. Выломав двери, домой к парню с обыском ворвались сотрудники милиции в черной форме и шлемах с автоматами. Как потом выяснилось, он проходит подозреваемым по уголовному делу о белорусскоязычных граффити. «Вясна» сообщает, что обыски прошли и в квартирах других фигурантов, а также их родителей в Минске и Сморгони.

Правозащитники говорят, что обыски проводились с нарушениями. У подозреваемых изъяли книги, баллоны с краской, деньги и компьютеры.

На сайте «Вясны» размещено видео, где показано, чем закончился обыск для Ярослава Ульяненкова.

В итоге, сообщает «Вясна», было задержано пять человек: Вячеслав Касинеров, Максим Пекарский, В. (имя просил не называть), Ярослав Ульяненков и гражданин России Павел. Им предъявили участие сразу в трех эпизодах хулиганства, совершенных группой лиц. Первый эпизод — граффити «Беларусь мае быць беларускай», второй — надпись баллончиком «Рэвалюцыя сьвядомасьці, яна ўжо ідзе…» на бывшей военной части, третий — испачканный краской социальный баннер с изображением сотрудников милиции на улице Горецкого.

Белорусскоязычные граффити с анархическим подтекстом появилось на минских улицах этим летом. Так же, судя по всему, на нашем сайте опубликована акция которую инкриминируют задержанным.

Действия авторов, по информации правозащитников, следствие квалифицирует как грубое нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу (ч. 2 ст. 339 УК), а также осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341 УК).

«Интересно, что сразу после обысков и задержаний парней отвезли в Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Там, нарушая процессуальные нормы и правила (не предоставляя право на защиту, без составления протоколов), начали проводить неофициальные беседы, психологически давить, провоцировать и даже некоторых избивать», — говорится на сайте «Вясны».

Туда же — в ГУБОП — позже обманом вызвали и подругу одного из задержанных.

«Я стала звонить своему другу, но вместо него поднял какой-то мужчина, который представился сотрудником милиции и сказал, будто мой друг наехал на ребенка на велосипеде. Пригласил приехать по адресу: улица Революционная, 3. Мол, «родители избитого ребенка заявление подали, может вы могли бы поспособствовать, чтобы они заявление забрали». Я поехала. Там я узнала, что друга и его товарищей подозревают в каком-то уголовном преступлении, и никакого велосипедного столкновения не было. Там же задавали много вопросов сотрудники 4-го отдела ГУБОП, угрожали, давили. Никаких протоколов не составляли, адвоката не вызывали. Продержали два часа и уже после 21 часов увезли в Следственный комитет на допрос как свидетеля. Ближе к полуночи, после допроса, отпустили», — рассказала Анастасия Мельникова.

В тот же вечер под подписку о невыезде отпустили только двоих из пяти задержанных: Ярослава Ульяненкова и россиянина Павла. Максима Пекарского и В. до сих пор держат в изоляторе временного содержания), а Вячеслав Касинеров под конвоем лежит в больнице с двойным переломом челюсти.

«Ребята не дают показаний, поэтому им угрожают, что возьмут под стражу до суда, — рассказывает подробности правозащитники. — На данный момент все они имеют статус подозреваемых. В случае придания им статуса обвиняемых за белорусскоязычные надписи на стенах им угрожает до 6 лет заключения».

1 коммент

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *