При высоком уровне знаний у большинства выпускников белорусских вузов отсутствуют способности прогнозировать и работать в нестандартных условиях, отмечают эксперты. Как объяснить парадокс высшей школы в Беларуси?
Независимые эксперты говорят о кризисе системы высшего образования в Беларуси. Несмотря на то, что большинство белорусских выпускников отличает высокий уровень знаний, у них отсутствуют такие качества, как способность прогнозировать, анализировать и работать в нестандартных условиях, развитие которых лежит в основе современного европейского обучения.
За последнее десятилетие число частных вузов в стране сократилось вдвое. В государственном образовании практически исчерпаны все ресурсы для привлечения внебюджетных средств. Руководители вузов мечтают об иностранных студентах как о новом финансовом источнике. Однако можно ли назвать высшую школу в Беларуси в ее нынешнем состоянии конкурентоспособной на международной арене?
Вуз работает на “двойку”
Среднестатистический белорус готов отказывать себе во всем, лишь бы выучить детей. Но столь высокая цена не соответствует качеству полученного диплома. Как отмечает эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич, в вузах делается акцент на накопление знаний, а не на их применение. “Очевидна тенденция на снижение качества обучения в целом”, – констатирует эксперт.
По мнению Мацкевич, высшее образование в Беларуси приобрело массовый характер, а технологии обучения со временем не изменились. В связи с возросшим числом студентов преподаватели едва справляются с нагрузкой. “Учебный процесс ориентирован не столько на получение образования, сколько на подготовку специалистов”, – подчеркивает Светлана Мацкевич. По 10-балльной шкале эксперт оценивает качество вузовского образования от силы на “двойку”.
Белорусское образование под европейской маской?
Тем временем белорусские законодатели настаивают на сокращении сроков обучения в вузах. По подсчетам председателя парламентской комиссии по образованию Владимира Здановича, примерно по 80 из 400 специальностей студенты могут получать образование не за пять, а за три года.
Бывший проректор Европейского гуманитарного университета Владимир Дунаев опасается, что такой подход без серьезного реформирования разрушит и ту систему образования, которая пока еще существует. “Без нормального 12-летнего среднего образования переход на трехлетнюю модель в вузе будет означать серьезное снижение качества образования”, – прогнозирует эксперт.
Кроме того, по словам Дунаева, это никак не обеспечит необходимый профессиональный уровень, а без второй профессиональной степени – магистерской – такое образование будет плодить недоучек. Это, по мнению эксперта, чревато и серьезным социальным кризисом, поскольку предполагает сокращение учебных планов и соответственно – числа преподавателей.
В ответ на аргументы депутата Здановича об экономии для бюджета и возможности более широкого привлечения в вузы иностранцев, которых пока отпугивают растянутые сроки обучения, Владимир Дунаев возражает: “Сокращение сроков обучения на первой ступени вузовской подготовки – это попытка замаскировать белорусскую систему образования под европейскую”.
Существенно поправить дела за счет иностранцев, по мнению Владимира Дунаева, не получится, пока вузовский диплом не будет соответствовать единым европейским стандартам.
Академические свободы вне закона
Беларусь – единственная страна в Европе, пока не подписавшая Болонскую декларацию. Впрочем, недавно министр образования Александр Радьков пообещал активное продвижение страны в этом направлении. Светлана Мацкевич сомневается в успешности этого процесса, поскольку все элементы советскости и административного управления, которые были в СССР, до сих пор присутствуют в системе высшего образования Беларуси. “А значит, по глобальным принципам белорусская система не может пока никак состыковаться с европейской”, – резюмирует эксперт.
Да и в отечественной законодательной базе ничто не свидетельствует о серьезности намерения перехода к демократичной Болонской модели высшего образования. Как подчеркивает Владимир Дунаев, в Беларуси, наоборот, идет процесс устранения остатков академических свобод и университетской автономии в законодательных актах.
Несколько месяцев назад из Закона об образовании вообще была исключена статья, посвященная академическим свободам и университетской автономии. Так что заявления министра Радькова, по мнению независимых экспертов, выглядят всего лишь как демонстрация интеграционных устремлений в сфере образования.
Автор: Марина Мазуркевич
Редактор: Виктория Зарянка