Утром 22 июня поставки газа были ограничены еще на 15%. Ограничение таким образом составило 30% от обычного объема поставок газа по трубопроводу “Ямал-Европа”.
“За прошедшие сутки Беларусь не предприняла никаких действий для погашения задолженности за поставки российского газа, и с 10 часов утра 22 июня вводится ограничение на плановые объемы поставок в Республику Беларусь на 30%”, – говорит глава Газпрома.
21 июня Газпром ограничил поставки газа в Беларусь на 15%, предупредив, что впоследствии сокращение планируется довести до 85%, что соответствует уровню задолженности Минска за газ.
Вчера первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что Беларусь рассчитается за российский газ в течение двух недель. При этом белорусская сторона выдвигает россиянам встречное требование – погасить долг за транзит газа по своей территории в размере 217 млн долларов.
В ответ на это официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов заявил, что российская сторона не намерена ждать две недели. Куприянов не исключил новых ограничений поставок газа.
Но подчиненные Лукашенко не стесняют себя в методах достижения желаемой цели. В “Газпроме” утверждают, что Беларусь угрожает начать отбор газа из транзитного трубопровода для своих нужд, сообщил Сергей Куприянов на пресс-конференции в Москве.
“Мы получили письмо от первого вице-премьера Беларуси Семашко, в котором никаких предметных предложений о погашении долга нет. И там заключается угроза, что в случае дальнейшего снижения поставок газа белорусская сторона предпримет действия по отбору из транзитной трубы для нужд народного хозяйства Беларуси”, — говорит официальный представитель Газпрома Куприянов.
Лукашенко сделал ответный ход, решив серьезно насолить “старшему брату”: “Я приказал сейчас правительству перекрыть транзит через Беларусь, пока не заплатит за транзит “Газпром”. Они нам за эти полгода ни копейки не заплатили. До какого цинизма и абсурда можно дойти, когда ты должен мне $260 млн., я тебе – $190 млн., и ты начинаешь мне за это заворачивать вентиль”, – сказал глава государства.
Лукашенко подчеркнул, что проблема не в том, что Беларусь не выполняет контракт. “Это они не выполняют контракт. Мы молчали, мы об этом не говорили, они там мямлили устами пресс-секретаря, что мы что-то не подписываем и так далее”, – сказал Президент.
Что творится…