28 ноября в 14-45 в Москве недалеко от метро «Багратионовская» неизвестными людьми в штатском был похищен гражданин Беларуси Игорь Олиневич. Неизвестные люди в штатском неожиданно схватили его в момент выхода из торгового центра и увели в неизвестном направлении. Свидетелем похищения стал друг Олиневича.
Друзья Игоря более двух суток разыскивали его в отделениях милиции и изоляторах Москвы. Правоохранительные органы Москвы отрицали наличие у них такого задержанного, а также причастность своих сотрудников к этому событию. Только вечером 30 ноября удалось найти родственников Игоря в Минске, которые сообщили, что Игорь находится в изоляторе Комитета Государственной Безопасности Республики Беларусь. Об этом они узнали 29 ноября от обязательного бесплатного адвоката, предоставленного Игорю КГБ. Таким образом, менее чем за сутки Игорь Олиневич был доставлен из Москвы в Минск.
Очевидно, к похищению Олиневича причастны как белорусские спецслужбы, так и российские силовые структуры. В очередной раз Российской Федерацией были проигнорированы процессуальные нормы экстрадиции, согласно которым перед высылкой человека в другую страну прокуратура и суд обязаны проверить юридическую обоснованность запроса о выдаче предполагаемого преступника и соблюдение всех соответствующих требований. Произошедшее задержание Олиневича в Москве и его насильственный вывоз в Республику Беларусь является по сути похищением человека.
Практика тайного и принудительного вывоза в другие страны людей, похищенных в ходе совместных операций спецслужб нескольких стран, противоречит Европейской конвенции по правам человека и положениям российского и международного права. Тем не менее, она достаточно широко распространена. Так, в сентябре 2010 года Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу таджикского оппозиционера Махмадрузи Искандарова по поводу его незаконной экстрадиции властями России на родину, где он получил длительный тюремный срок. Европейский суд обязал власти РФ выплатить высланному компенсацию в 33 тысячи евро. Друзья Игоря Олиневича уверены, что он уехал в Россию, так как опасался попасть под репрессии в отношении анархистов и социальных активистов, которые развернулись в Беларуси с сентября этого года. Допросам и обыскам были подвержены около 50 человек в семи городах Беларуси, более 10 человек содержались под стражей без предъявления обвинения от 3 до 10 суток. Многим активистам угрожали увольнением с работы и отчислением с учебы не только их самих, но также их родственников.
Двое молодых людей – Николай Дедок и Александр Францкевич – находятся под стражей уже в течение трех месяцев по обвинению в совершении хулиганских действий (до шести лет лишения свободы согласно УК РБ). Одно из действий, по мнению белорусских правоохранителей наказуемое в уголовном порядке, заключается в несанкционированном шествии по улицам
Минска, в ходе которого была использована дымовая шашка. В середине октября был задержан еще один активист – Максим Веткин, который также до сих пор находится в СИЗО. Репрессии начались после дипломатического скандала между Россией и Беларусью, вызванного инцидентом около российского посольства в Минске 30 августа, когда неизвестные забросили на территорию посольства бутылки с зажигательной смесью.
Мы уверены, что в Беларуси в данный момент невозможно объективное расследование и правосудие и намерены обратиться в Европейский суд по правам человека по факту похищения человека на территории РФ.
Дополнительная информация:
minsksolidarity[at]riseup.net, Минск