Протесты против высокой стоимости жизни, безработицы и коррупции с конца прошлого года нарастают по всей Северной Африке, распространяясь по Тунису и Алжиру во всё большем и большем количестве городов, и привлекая больше социальных секторов, когда ситуация в обеих странах стала чрезвычайно нестабильной—к весьма сильному беспокойству США и Евросоюза, двух первейших гарантов олигархических политических систем, которые увековечены в Магрибе, под видом «буферных государств» на пути продвижения исламского фундаментализма в регионе.
Бутефлика в Алжире и Бен Али в Тунисе (не говоря уже о Мохаммеде VI в Марокко) представляются внешнему миру как «сильные мужчины», которым нужна крепкая рука для подавления и сдерживания внутреннего врага, ценой погружения своего населения в нищету и поддержания его дисциплины железным кулаком, сокрушающим и задерживающим насколько возможно любые попытки людей организоваться или добиться политических перемен, давящим этнические меньшинства и работающим —посредством государственного аппарата— над обеспечением преемственности системы, поддерживая угодливые общественные, трудовые и политические учреждения и организации. Всё это, при поддержке, или соучастии «мирового сообщества», которое ценит—больше чем какое либо соблюдение прав человека—существование устойчивых союзников, как для того, чтобы вести «войну с терроризмом», так и в качестве хороших торговых партнёров.
Самосожжение торговца фруктами в тунисском городе Сиди Бузиде в знак протеста против несправедливостей режима и отсутствия каких-либо перспектив в жизни, стало искрой, запустившей протестное движение, которое началось в этом городе и его окрестностях и распространилось с тех пор по всему Тунису, в ходе которого люди требовали больше демократии и отмены антинародных экономических мер, продиктованных международными финансовыми организациями. Жители лачуг близ угольных месторождений, журналисты, молодежь из бедных кварталов… вот наиболее активные и видные элементы, стоящие за протестами. Телеканал Аль Джазира и интернет сайты и блоги — вопреки всем попыткам контролировать и заглушать их — стали двумя главными источниками информации и связи для координирования и расширения движения, которое государственные медийные органы — единственные, разрешённые законом — пытались скрыть и приуменьшить.
За последние дни демонстрации распространились на соседний Алжир, который испытывает очень похожую политическую и общественную ситуацию. Рост цен на продовольствие и другие товары повседневного спроса, растущая безработица, особенно среди молодых, и удушливая политическая система, которая не допускает выражения народных требований другими способами, привели к тому, что тысячи людей вышли на улицы в ходе массовых демонстраций, которые были жестоко подавленны. Правительство Алжира смело встретило такую ситуацию применив проверенный метод кнута и пряника: с одной стороны, оно объявило о снижении налогов на товары повседневного спроса, и упрощением процедур их импорта, а с другой стороны, тем временем, как и его тунисские коллеги, оно использует кровопролитие и стрельбу для усмирения протестов, грозя обрушить всю мощь закона на их лидеров и уверяет—кивая своим зарубежным покровителям—что всё происходит под влиянием некой невидимой руки, которая пытается дестабилизировать страну, ссылаясь на угрозу исламского экстремизма. Алжир, будучи цитаделью в борьбе против распространения исламского фундаментализма в Магрибе (регионе в Африке, включающем Тунис, Алжир и Марокко), также является крупным экспортёром природного газа и ключевым игроком по поставке энергоресурсов в Европу.
Для нас жизненно необходимо подвергать огласке и поддерживать борьбу народа Северной Африки насколько это возможно. Лучшим способом остановить распространение фундаментализма в регионе является не поощрение коррумпированных олигархических правительств или преданных последователей суровых стратегий МВФ, которые как раз и являются ответственными за то, что фундаменталисты находят внимание слушателей среди забытых слоёв общества. Что действительно нужно, так это активизация базовых структурных перемен в сфере экономической и социальной политики, которые могли бы повысить уровень жизни масс, способствовать их участию в политике, защищая при этом их автономию и увеличить их контроль за богатыми природными ресурсами региона.
Понятно, что такая политика не подойдёт «международному сообществу», интересы которого требуют «благоприятного политического климата» для инвестиций и контроля над стратегическими запасами сырья в регионе, чтобы многочисленным странам Запада был гарантирован источник дешёвых ресурсов.
Действительно открыть дорогу для светского Магриба, с подлинной демократией и социальной справедливостью, могут лишь народные движения, рождённые во чреве угнетённых классов, которые борются за свои интересы в неослабевающей борьбе против бедствия, губящего их. Мы должны укреплять свои связи с ними.
Ману Гарсия
10 января 2011 года