1 февраля на одном из белорусских охотничьих аукционов появился уникальный лот — самец зубра. Торги остановились в этот же день: таинственный покупатель, назвавшийся Язэпом Карасем, предложил блиц-цену — 50 тысяч евро, на 10 тысяч больше стартовой!
Однако ГУ «ЦентрКурорт», которое выступило организатором аукциона, ждало скорое разочарование. Как сообщил интернет-газете Naviny.by главный специалист этого учреждения Виталий Новиченко, номер телефона, который оставил покупатель, оказался недействительным, а в указанном им месте работы человек с таким именем давно уже не числится…
2 февраля торги были восстановлены, но интернет-хулиганы не успокоились. За полдня лот получил еще четыре ставки, цена на убийство зубра возросла до 55 тысяч евро. Но и эти ставки оказались ложными — с несуществующими именами и телефонами. Господа инкогнито с задорной щедростью предлагали за зубра суммы, которых у них, скорее всего, нет — видимо, надеясь на то, что пока их будут искать сотрудники турфирмы, торги снова приостановят, а жизнь зубру будет продлена еще как минимум на сутки.
«…А гэты магутны асілак Проста ў мяне на вачах, не заўважыўшы пасткі, Мірна прайшоў праз прагонак і ў пасынак трапіў. Варта — прагон на засоў, — і пайшло паляванне! Стрэламі ўтыканы ў скабы і ў грыву, як пер’ем, Зубр вокамгненна рвануўся ў гушчар, а з засады Коп’і і пікі шыбнулі лаўцы, і ўпілася Сталлю булатнай у цела звярынае зброя…» (Мікола Гусоўскі, «Песня пра зубра», 1522 г.) |
Однако сам факт проведения подобного аукциона уже вызвал общественный резонанс: экологи возмущаются, обыватели — в шоке. Насколько этично продавать право на убийство и без того вымирающих животных? Да еще и являющихся неофициальным символом Республики Беларусь?
По закону, охота на зубров разрешена, но только на тех особей, которые не участвуют в размножении и принадлежат к резервному генофонду. Как правило, к ним относятся самки старше 18 и самцы старше 14 лет, молодые самцы, изгнанные из стада во время яра, мигрировавшие на расстояние более 50 километров и не вернувшиеся обратно в течение трех месяцев, животные с длительным истощением, смертельно больные или травмированные зубры, особи, рожденные с отклонениями в физическом развитии.
Зубр, выставленный на аукцион, по словам Виталия Новиченко, не отбивался от стаи, не истощен и не имеет врожденных отклонений. По международной системе CIC самца оценили на золотую медаль — 170 баллов. В подобной оценке обычно учитываются измерения будущего трофея — развал рогов, длина и окружность каждого рога в отдельности.
Так почему же красивое и здоровое, почти элитное животное обречено быть убитым? Говорят, из-за старости — зубр уже прожил свои 14 лет. Но мы-то знаем, что зубры живут до 25 лет! А 14 — это установленный для них в Беларуси возраст «готовности к отстрелу»…
Охотиться на зубов можно круглый год, но лучше делать это до линьки — в феврале-марте. К слову, покупатель имеет право не только отстрелить животное, но и сделать трофей — чучело, поэтому качество шерсти тоже имеет значение.
Обычно охота на зубров проводится с «подхода» в светлое время суток. Животное очень крепкое на рану, поэтому рекомендуется использовать оружие калибра от 8,68 до 9,3 мм.
По словам В.Новиченко, охота на зубров практиковалась в национальных парках и раньше. В НП «Припятский», например, она стоила 30 тысяч евро, в этом году цена выросла до 40 тысяч. Аукцион же решили провести «в целях рекламы и популяризации» данного вида охоты.
«В принципе охота на зубров — редкость, в год три-четыре случая», — отмечает специалист. По его словам, охотятся на вымирающее животное чаще всего гости из-за рубежа, а не белорусы.
Наиболее выгодной в охоте на зубров считается охота не сама по себе, а ради трофеев. Рогатую голову и шкуру зверя измеряют и оценивают по специальной международной системе — CIC (conseil international de la chasse), учитывающей типичность, симметрию и красоту трофеев. К высоким баллам прилагаются медали (бронзовые, серебряные, золотые). Чем выше итоговый балл, тем ценнее добытый зверь. Этот факт подтверждается выдачей сертификата, который, фиксируя баллы и медали, свидетельствует заодно и о законности проведенного охотником отстрела. Дальше наступает соревновательный момент — трофеи (в обязательном сопровождении сертификатов) экспонируются при проведении охотничьих конкурсов и выставок. Лучшие из них завоевывают дополнительные призы, награды и титулы. Из года в год. |
Экологи же считают такую охоту непозволительной. Представители ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ) отмечают, что природоохранная общественность высказывала опасения по поводу коммерческой эксплуатации «краснокнижников» еще в то время, когда зубриное поголовье в Беларуси только делили на основной и резервный генофонд.
«Чиновники отвечали, что основным мотивом введения данной меры является забота об улучшении селекционных характеристик зубра. Утверждалось, что гарантией от необоснованного изъятия станет деятельность специальных комиссий по выбраковке, что экономические мотивы являются второстепенными, что сам способ изъятия будет, по возможности, гуманным», — говорится в заявлении АПБ.
Видимо, самым гуманным способом изъятия «бракованных» зубров власти посчитали организацию развлечения для приезжих охотников…
Возмущает АПБ и употребление в аукционной оферте словосочетания «уникальный экземпляр, не предназначенный для свободной охоты». «Если даже свободная охота ведется, почему на аукцион выставлен «самец, который… для свободной охоты… не предназначен». Типа, нельзя, но если очень хочется, то можно?», — спрашивают экологи.
Этот вопрос Naviny.by адресовали Виталию Новиченко, который ответил, что имелся ввиду запрет на охоту на зубров в принципе и необходимость получения лицензии на отстрел в Минприроды.
То есть, по сути, в АПБ ситуацию поняли правильно: нельзя, но если очень хочется, то за большие деньги можно.
Тем не менее, организация отправила запрос в Минприроды, Минлесхоз и Государственную инспекцию охраны растительного и животного мира при президенте для выяснения провомерности проведения аукциона.
Обещает присоединиться к защите зубров и Белорусская партия «Зеленые». Первый заместитель партии Юрий Глушаков в интервью Naviny.by заявил, что для него как эколога «такие вещи неприемлемы».
«Я не выступаю против охоты как таковой: некоторым народам она обеспечивает средства к существованию. Не могу сказать, что я отрицаю спортивную охоту. Но охота на животных, занесенных в Красную книгу, охота, за которую кто-то получает прибыль, неприемлема. Они скажут, что деньги пойдут на природоохранные мероприятия, но у меня и тут есть сомнения, учитывая непрозрачность процедур и отсутствие гражданского контроля», — сказал Глушаков. И отдельно отметил, что люди, приезжающие на подобные кровавые развлечения, — «представители состоятельного класса, как правило, из Западной Европы».
«В свое время охота на зубра была уделом феодалов, простолюдинов за это наказывали. К сожалению, это не самая лучшая традиция, которую может возродить наше общество», — добавил Глушаков.
Организаторы аукциона устали бороться с интернет-хулиганами. Торги временно приостановлены. Срочно дорабатывается сайт — правила участия в аукционе будут ужесточены.
Таким образом, интернет-хулиганы сделали свое дело — убийство зубра отсрочено. Теперь дело — за программистами: обычно они срывают сроки разработки и доработок. Мы на них рассчитываем!
Справка Naviny.by. Зубр (европейский бизон, Bison Bonasus) — самый крупный представитель наземных млекопитающих Палеарктики. Длина тела — до 330 см, высота в холке — до 198 см, масса самцов — до 820 кг. Зубры — стадные животные, в одном стаде обычно бывает 15-20 особей. Вожаком стада является старая опытная самка. Половозрелые самцы присоединяются к стаду только в брачный период, иногда самцы образуют немногочисленные однополые стада, называемые самцовыми кланами.
В историческое время ареал зубра охватывал обширную территорию, включая западную, среднюю и восточную части Европы. Во все времена являлся популярным объектом охоты. В XIV-XIX веках был почти полностью истреблен в континентальной Европе.
В конце XIV — начале XV века великий князь Литовский князь Ягайло сделал Беловежскую пущу заповедной, оставив право охоты на крупного зверя лишь за собой и своим братом. В 1538 году князь литовский и король польский Сигизмунд Август обнародовал первый закон об охране лесов и охоте. Убийство крупного зверя каралось смертью.
Однако поголовье зубров продолжало уменьшаться. Последний вольноживущий беловежский зубр был убит в районе Беловежской пущи в 1919 году.
В 1923 году на природоохранном международном конгрессе в Париже была озвучена шокирующая цифра: на планете осталось всего 52 зубра! Власти СССР приняли решение срочно закупить несколько животных, их завезли в Беловежскую пущу. В 1939 году в питомнике насчитывалось уже 16 зубров. Но во время Второй мировой войны все они были убиты. В 1946 году зубров вновь закупили для Беловежской пущи. С тех пор этот вид животных постоянно находится под охраной государства. Включался в певрое (1981) и второе (1993 года) издания Красной книги Беларуси. В 1993 году в нашей стране насчитывалось 340 зубров, в 2009-м — около 940. В настоящее время в Беларуси их поголовье превышает тысячу, действуют 8 центров содержания и разведения вольноживущих микропопуляций.