Ситуация на валютном рынке Беларуси все больше напоминает события 90-годов с их валютным дефицитом, расчетами по бартеру, множественностью курсов, серыми схемами и т.д. Риск того, что в ближайшее время белорусской экономике придется вновь столкнуться с этими явлениями, велик как никогда, считают аналитики. Официальный Минск уповает на финансовую помощь Москвы, однако российские кредиты в лучшем случае лишь отсрочат решение проблем.
Сейчас в ряде банков гражданам при досрочном снятии средств с валютных депозитов предлагают оставлять предварительную заявку — как минимум за пять дней, и поясняют: такие условия выдвигаются «ввиду сложившейся ситуации с наличием валюты».
Некоторые банки временно приостановили пополнение карт-счетов в иностранной валюте белорусскими рублями (наличными и безналичными), а также снятие инвалюты с карт-счетов в белорусских рублях. Пополнять валютные счета можно только иностранной валютой.
16 марта Нацбанк ввел требование о 30-дневном резервировании средств на покупку иностранной валюты на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи «с целью консолидации основного объема спроса и предложения субъектов хозяйствования на внебиржевом валютном рынке».
По расчетам Нацбанка, удлинение срока резервирования с одного до 30 дней до проведения торгов должно было «увеличить роль рыночных механизмов выравнивания спроса и предложения, а также возможности по более эффективному распределению и использованию валютных ресурсов в экономике».
Однако этот расчет не оправдался, и спустя неделю Нацбанк объявил об отмене своего решения с 1 апреля. Как подчеркивалось в сообщении главного банка страны, удовлетворение заявок на покупку валюты в ходе торгов будет производиться «с учетом следующей приоритетности направлений использования купленной валюты: для оплаты за медикаменты, за поставленный в республику природный газ, для погашения кредитов в иностранной валюте и для иных целей». Разумеется, «для оптимизации условий покупки валюты на внутреннем валютном рынке, а также первоочередного и безусловного удовлетворения потребностей в иностранной валюте по наиболее важным направлениям ее использования для обеспечения стабильного функционирования национальной экономики».
По мнению финансового аналитика Сергея Чалого, «лихорадочные метания, которые выразились во введении-снятии административных ограничений то на одном, то на другом сегментах валютного рынка, свидетельствуют о неспособности Нацбанка справиться с кризисом в одиночку».
Чалый напомнил, что снятие валютных ограничений было одним из условий получения кредитов от России, которые огласил министр финансов РФ Алексей Кудрин 15 марта в Минске на заседании союзного правительства Беларуси и России. Теперь, по словам эксперта, Нацбанк может отчитаться, что формально прежних ограничений для покупки валюты нет, однако выстроен порядок очередности.
Аналитик не сомневается в том, что валюты на продажу будет хватать только для вышеупомянутых целей. «С одной стороны, запрета как такового нет, с другой — валюты на бирже по «правильному курсу» будет хватать только «правильным покупателям», — отметил С. Чалый.
Фактически речь идет о рационировании — административно-командной мере регулирования денежного оборота с целью ограничения потребительского спроса, борьбы со спекуляцией. Рационирование вводится тогда, когда рыночный механизм не работает, резюмировал эксперт.
Станислав Богданкевич, который возглавлял Национальный банк Беларуси в начале 90-х годов, проводит аналогию между тем периодом и нынешней ситуацией в финансовом секторе белорусской экономики. В частности, по его словам, тогда при покупке иностранной валюты на бирже тоже вводилась очередность, подобная той, что планируется установить с 1 апреля. Однако тогда это не решило проблему, а привело к «дезорганизации рынка, множественности курсов, панике на валютном рынке».
На подобные действия власти вынуждены идти, когда возникает острый дефицит валютных средств и недостает политической воли для проведения девальвации, отмечает Богданкевич.
По его убеждению, сложившуюся ситуацию невозможно разрешить без применения рыночных механизмов курсообразования: «Необходимо проводить девальвацию и параллельно — резко сжать денежную массу путем радикального повышения ставок по кредитам в белорусских рублях, сокращения финансирования госпрограмм и зарплат чиновников».
Впрочем, отмечает бывший глава Нацбанка, в случае финансовой поддержки со стороны России белорусское правительство сможет какое-то время удерживать курс белорусского рубля в рамках заявленного прогноза, проводя плавную девальвацию. И полагает, что именно так и произойдет. Судя по уверенным заявлениям руководства Нацбанка о намерении сохранить прогнозный курс рубля, правительство не сомневается в получении российских кредитов.
Не далее как 17 марта на встрече с Александром Лукашенко глава правления Нацбанка Петр Прокопович сообщил: для решения вопроса о предоставлении кредитов Россия затребовала от белорусского правительства программу действий на ближайшее время. Такими условиями обставляются заявки на два кредита – из Антикризисного фонда ЕврАзЭС на сумму 2 миллиарда долларов США и из средств российского правительства на сумму 1 миллиард.
«Мы в ближайшее время отработаем указанную программу. Она будет рассчитана на то, чтобы неукоснительно выполнить программу социально-экономического развития республики, в том числе в той части, которая касается выхода в этом году на отрицательное сальдо внешней торговли не более 9%, решения вопросов привлечения прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 6,5 миллиарда долларов. Мы должны в этом году работать так, как намечено в программе, и мы это обеспечим», — пообещал Прокопович президенту. По его словам, на привлечение этих средств можно рассчитывать уже в первой половине 2011 года, и «у нас есть все шансы, чтобы в апреле — мае выйти на решение вопросов по привлечению этих кредитов».
25 марта посол РФ в Беларуси Александр Суриков конкретизировал российское требование: чтобы начать переговоры о получении кредита, правительство Беларуси должно представить план реформирования экономики в течение 10-12 дней. Об этом, по словам Сурикова, договорились 22 марта в Москве министры финансов двух стран Алексей Кудрин и Андрей Харковец. «Стороны обсудили общие позиции по предоставлению кредитов и конкретные действия белорусской стороны, связанные с возможным реформированием экономики, в том числе сокращением расходов в бюджетной сфере, госпрограмм, стабилизации денежно-финансовой системы, — рассказал посол. – Насколько мне известно, белорусская сторона удовлетворена итогами первой встречи с Кудриным».
Станислав Богданкевич, однако, убежден: даже в случае получения кредитов проблему с валютными резервами удастся решить лишь на время. «Для поддержания курса ежемесячно требуется порядка миллиарда долларов, поэтому внешние заимствования могут лишь отложить девальвацию на более поздний срок», — считает бывший глава Нацбанка Беларуси.