Волнения поднялись на Балканы

Вслед за потрясениями на Ближнем Востоке беспрецедентные акции протеста охватили Хорватию — туристическую Мекку на Адриатике. Крупнейшие за всю 20-летнюю историю независимости страны демонстрации заставили экспертов заговорить о возможном повторении на Балканах сценария арабских бунтов. Впрочем, протесты в Хорватии, проходящие под лозунгами отставки правительства и критики ЕС, не спешащего принять страну в свои ряды, все же отличаются от последних событий в арабском мире. С подробностями — корреспондент “Ъ” в Центральной Европе ФЕДОР ЛУКЬЯНОВ.

От ветеранов до женщин

Центром новой массовой акции протеста, прокатившейся по Хорватии во вторник, в праздник 8 Марта, стала столица страны Загреб. Бывшие работницы закрывшейся после приватизации и последующего банкротства текстильной фабрики в городе Каменско прошли маршем к зданию предприятия, демонстративно возложив к его стенам розы. Манифестанты скандировали: “Мы хотим работать!” и “Долой правительство!”. Несколько тысяч человек проследовали к штаб-квартире правящей партии “Хорватское демократическое сообщество”, чтобы продолжить там свой протест. Аналогичные акции протеста прошли в тот же день в находящейся на побережье Адриатики Риеке.


Инициаторами акций протеста, захлестнувших с конца февраля спокойную до сих пор Хорватию, стали ветераны балканских войн 1990-1995 годов и их сторонники из числа молодежи. Именно они около двух недель назад первыми вышли на улицы Загреба и ряда других крупнейших хорватских городов — Сплита, Риеки, Пулы, Осиека. Манифестанты потребовали освобождения из тюрем 350 хорватов, обвиненных в военных преступлениях, в том числе Тихомира Пурду, арестованного недавно в Боснии и Герцеговине. В ходе последовавших во время первых акций протеста столкновений с полицией ранения получили около 30 человек, более шестидесяти были арестованы.


Это стало детонатором к дальнейшим манифестациям, все больше приобретавшим социальную окраску. На прошлой неделе в Загребе прошли массовые антиправительственные выступления, перекинувшиеся на другие города — Риеку, Дяков и курортный Сплит. В уличных акциях приняли участие несколько тысяч человек, среди которых преобладала молодежь, в том числе футбольные фанаты, не являющиеся откровенными сторонниками ни одной из политических партий.

По примеру тунисских и египетских манифестантов хорватские митингующие договаривались о выступлениях через Facebook и другие социальные сети. Кроме того, на этот раз на улицах хорватских городов зазвучали уже политические лозунги: “Хватит нам воров!” и “Нам нужны выборы!”. Если на первых митингах ветераны называли действующее правительство “коммунистами, предателями и врагами Хорватии”, то на мартовских демонстранты уже несли огромный транспарант: “330 тысяч безработных, 70 тысяч без зарплаты. Капитализм? — Нет, спасибо”.


Митингующие требовали немедленного проведения досрочных выборов и отставки правительства Ядранки Косор, возглавившей кабинет министров в 2009 году. Вспомнили они и ее предшественника на этом посту — экс-премьера Иво Санадера, который по требованию хорватской прокуратуры был недавно арестован в Австрии по обвинениям в коррупции, злоупотреблении полномочиями и отмывании €3 млн. В среду суд Зальцбурга продлил еще на два месяца его содержание под стражей.


Демонстрации начала марта проходили бурно. Их участники разорвали флаги правящего Хорватского демократического сообщества, а заодно и оппозиционной Соцпартии. Пострадал и флаг Евросоюза, который молодые хорваты порвали и сожгли перед телекамерами. Таким образом они выражали протест как против преследований ЕС хорватских военных, принимавших участие в последних балканских войнах, так и против приостановки переговоров Брюсселя с Загребом о вступлении в ЕС.


Следующий виток противостояния властей и демонстрантов был отмечен в Загребе 5 марта. В этот день вечером там прошла антиправительственная манифестация, собравшая около 10 тыс. человек. Акция также была организована через Facebook. Дело закончилось столкновениями с полицией. “Коррумпированное правительство будет вынуждено осознать реальность. Мы доведем начатое нами дело до конца”,— предупредил лидер манифестантов 25-летний Иван Пернар.


Демонстрации с требованием отставки правительства продолжились 6 и 7 марта во многих крупных городах Хорватии. Наиболее многочисленная акция протеста состоялась в городе Вараждине на севере страны, недалеко от границы с Венгрией. “Мы не хотим государства, где рабочие не получают зарплату, где они оказываются на улице после 20 лет стажа и где у молодежи нет никаких перспектив”,— заявил один из организаторов манифестации Денис Младенович. Аналогичные демонстрации с антиправительственными лозунгами прошли также в портовом городе Задаре на юге страны, городах Славонски-Броде на востоке и Вировитице на северо-востоке.

Обида на ЕС

Таким образом, Хорватия столкнулась с крупнейшей волной протестов за всю свою 20-летнюю историю независимого государства. Столь масштабные волнения заставили экспертов говорить о возможном повторении в этой балканской стране сценария арабских революций.


Впрочем, ситуация в Хорватии отличается от происходящего в Северной Африке. Трудности, с которыми столкнулось адриатическое государство, обусловлены как мировым кризисом, который не обошел стороной и эту бывшую республику СФРЮ, так и неизжитыми до сих пор последствиями балканских войн 1990-1995 годов (ущерб, причиненный Хорватии от военных действий, составил $50 млрд). При этом уровень безработицы в Хорватии сегодня достигает 17,7%, инфляция — 6,5%, что намного больше, чем в среднем в странах—членах ЕС.


Осложняет ситуацию в стране не только высокий даже для Балкан уровень коррупции, но и недавний отказ Брюсселя продолжать переговоры с Загребом о присоединении к ЕС. Препятствием остается нерешенный территориальный спор между Хорватией и Словенией. Две бывшие югославские республики не могут решить вопрос о принадлежности небольшой части суши и участка морской границы на Адриатике.


Брюссель официально предупредил Загреб, что пропуск в ЕС не будет выдан до тех пор, пока стороны не договорятся. Словения, требующая у Хорватии кусок побережья в районе города Пирана, заявила как член ЕС, что будет блокировать прием Хорватии до тех пор, пока страна не пойдет на уступки. В итоге если ранее Хорватия планировала вступить в ЕС в 2010 году, потом в 2011-м, то теперь ожидания сдвинулись на 2012 год.


Все это явно не добавляет жителям Хорватии оптимизма. Поэтому, как считают эксперты, угроза дефолта, серьезные проблемы в банковском секторе, высокая инфляция, социальная и политическая нестабильность на фоне обострившихся отношений с ЕС делают “арабский сценарий” для Хорватии вполне реальным. Пусть и не в таком остром варианте, как на Ближнем Востоке.

Источник.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *