Правительство вынужденно берет курс на ужесточение

Правительство Беларуси заявило, что пойдет на ужесточение бюджетной и денежно-кредитной политики. Для населения это может обернуться сдерживанием роста зарплат, зато для бюджета — экономией в 1 млрд. долларов, а для увядающих золотовалютных резервов — кредитами в 3 млрд. долларов.

Правительство вынужденно берет курс на ужесточениеРоссийский госкредит в 1 млрд. долларов и кредит из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в 2 млрд. долларов — самое важное, что волнует правительство в краткосрочном периоде. По оценкам экспертов, без этих денег власти не смогут на время «погасить» нестабильную ситуацию на валютном рынке и в целом с платежным балансом.

Но еще во время недавнего союзного Совмина министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что «предоставление кредитов будет связано с выполнением Беларусью ряда условий, со структурными реформами».

По словам министра экономики Беларуси Николая Снопкова, белорусская сторона уже подготовила проект антикризисной программы мер по ужесточению налоговой и денежно-кредитной политики и в целом запланированных реформ в экономике. Ожидается, что в ближайшее время эта программа поступит в российский Минфин для изучения.

Вице-премьер правительства Беларуси Сергей Румас в свою очередь заявил, что белорусская сторона намерена в ходе переговоров убедить российских коллег, что предложенных мер будет достаточно для стабилизации, в частности, платежного баланса.

При этом правительство в своих заявлениях дает понять, что Беларусь вовсе не пляшет под российскую дудку, а запланированные реформы — ответ на ситуацию в стране, который был бы в любом случае.

«Программа разработана не для того, чтобы выполнить требования российской стороны, а для обеспечения сбалансированного устойчивого развития экономики», — подчеркнул глава Минэкономики.

Сергей Румас также подчеркнул, что «и в переговорах с Российской Федерацией, и в целом для стабилизации ситуации мы рассматриваем меры по ужесточению бюджетно-налоговой политики, в том числе и то, какие непервоочередные расходы бюджета можно сократить».

Первыми под сокращение финансирования попадут госпрограммы. Это коснется не социальных госпрограмм (затраты на них составляют 14% от общего объема финансирования программ), а госпрограмм в реальном секторе экономики.

Хотя, как подчеркивает экономист Сергей Чалый, «пересмотр финансирования госпрограмм анонсировался еще в начале года, и заявления нельзя связывать с нынешней чехардой и истерикой последних дней».

По словам эксперта, правительству есть, где сокращать и оптимизировать расходы.

«К примеру, необоснованно огромные средства уходят на поддержку села. Также можно говорить и о непроизводительных инвестициях в жилищное строительство. Совершенно раздуты планы по закупке технологического оборудования, реструктуризации производства, обновления основных фондов. Например, даже на Мозырском НПЗ некоторые его сотрудники, глядя на наполеоновские планы по обновлению, удивлялись, зачем тратить так много денег. Скорее всего, эти вещи пойдут под нож. Но это должно сопровождаться повышением размера процентных ставок, чтобы уменьшить объемы кредитования и расходы коммерческого сектора».

По словам Сергея Румаса, ограничения также коснутся целого ряда строек, которые правительство считает непервоочередными на данном этапе. Они в 2011 году начинаться не будут.

Вместе с тем вице-премьер затруднился сказать, повлияют ли запланированные меры на темпы экономического роста: «Но я думаю, что если не принимать эти меры, ситуация будет развиваться в еще более неблагоприятном направлении».

Главным успехом реформ может стать сокращение дефицита бюджета в 2 раза — с 3% до 1,5% ВВП. Таким образом, сокращение в денежном выражении может составить около 3 трлн. рублей или 1 млрд. долларов.

В складывающейся ситуации это не много, но и не мало, учитывая не только тенденцию роста отрицательного сальдо, но и дефицита бюджета. Если в январе мы имели профицит бюджета в 199 млрд. рублей (66 млн. долларов), то по итогам января-февраля уже имели дефицит в размере 330,7 млрд. рублей.

По мнению Сергея Чалого, ужесточение бюджетной и денежно-кредитной политик принесет эффект: «Но в этой части надо также ограничивать рост зарплат. К этому правительство уже движется, но пока эти меры не озвучивались. Вместе с тем данными мерами возникшие проблемы уже не решить. Параллельно с госрасходами Нацбанк должен провести и девальвацию. Пока у нас нет девальвации, мы принимаем административные меры, что может ухудшить ситуацию».

Правительство пока воздерживается от конкретных заявлений по поводу необходимости проведения девальвации, но в то же время высказывает недовольство действиями Нацбанка. Между тем, по словам источников, правительство выступает за девальвацию, а Нацбанк этому активно сопротивляется.

В этой полемике последнее слово пока осталось за Нацбанком, который завил, что «полностью исключает возможность проведения разовой существенной корректировки обменного курса белорусского рубля».

По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и привлечения необходимых объемов внешнего финансирования Нацбанк обещает отменить ранее введенные меры регулирования операций покупки-продажи инвалюты и обеспечить полную конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям.

Одновременно для достижения сбалансированности экономики и снижения отрицательного сальдо внешней торговли правительством и Нацбанком в настоящее время разрабатываются программы экономических мер и структурные реформы, предусматривающие проведение приватизации госсобственности.

В том, что власти начнут продавать госсобственность, никто не сомневается. Но, по оценкам Сергея Чалого, в текущем году доходы от приватизации вряд ли превысят планку в 1,5 млрд. долларов.

Источник.

1 Comment

  1. Интересно сравнить со статьей
    kv.by/forum/forum2011121301.htm

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *