Михаэль ДОРФМАН. Сеть как оружие революций и контрреволюций

Интересная статья про арабские революции, актуальная и для Беларуси, где многие считают, что революцию можно сделать с помощью страницы вконтакте. На примере нескольких стран арабского региона показано, как спецслужбы противостоят таким планам и используют сеть в своих целях.(прим. Рев.Действие)

Сирийское правительственное ТВ объявило о том, что потеряло в боях в городке Джиср аш Шугур 120 сотрудников спецслужб. Никаких достоверных подтверждений этого факта пока нет. Сирийцы не предоставили ни списков имен погибших, ни фотографий. Из Сирии приходят сведения о том, что жители городка решили ответить насилием на насилие правительственных сил, жестоко подавлявших мирные акции протеста. Ведь число убитых демонстрантов в стране уже перевалило за тысячу.

Сирия: народ отвечает

Джиср аш Шугур – городок в 15 км от турецкой границы. В феврале 1982 года сирийские вооружённые силы устроили там резню, как и в городе Хаме. По разным оценкам тогда погибло от 20 до 40 тысяч человек. Причём погибли не только повстанцы. Спецслужбы убивали солдат, отказывавшихся стрелять в народ. Резня 1982 года – самое кровавое подавление протеста в современной арабской истории.

Сейчас некоторые предполагают, что в сирийской армии тоже идёт брожение и скоро произойдут военные мятежи. Такое развитие событий мы предполагали в материале «С кем вы, сирийские военные?». Скорей всего, 120 погибших сотрудников спецслужб – число реальное. Для диктатуры, вроде сирийской, не так просто признать такие потери в войне с собственным народом. Так или иначе, но число потерь говорит о том, что сирийские правительственные силы столкнулись с вооруженным и профессиональным сопротивлением. Если это окажется правдой, то, несомненно, революция в Сирии переходит на новый этап.

Мой знакомый, состоятельный еврей, родом из города Алеппо, вхожий в посольство Сирии, сказал мне вчера: «А чего ты хотел? Асад и его правительство – люди неопытные. Ведь такое в Сирии происходит впервые». Действительно нынешние арабские революции используют новейшие тактики и стратегии XXI века. Здесь всё впервые – неиерархические, сетевые структуры протеста, пугающие для тираний ненасильственные тактики протеста, новейшие достижения технологии. Арабские режимы и их иностранные консультанты ищут способы противодействовать сетевой революции. Говорят, что ещё в начале года сирийские таможенники спрашивали у въезжающих в страну, имеют ли те фейсбук. Они искали книгу с таким названием! Однако режим быстро учится: вместо того, чтобы блокировать интернет, он попытался использовать его против протеста.

Сети «кровавой гэбни»

Одним из первых импульсов автократии всегда будет «держать и не пущать». В Сирии долгое время был закрыт доступ на Фейсбук (facebook.com), БлогСпот (blogspot.com), Ютуб (www.youtube.com) и на ряд новостных и правозащитных сайтов. Был закрыт и доступ на сайты сирийской оппозиции за границей. В феврале 2011 года, когда протесты только начались, сирийское правительство вдруг разблокировало Фейсбук, БлогСпот, Ютуб. Не надо было ходить к гадалке, чтобы понять, что они будут использовать их для слежки за оппозицией.

Поначалу всё шло очень грубо. Гебисты вымогали у арестованных демонстрантов (и недемонстрантов тоже) их пароли доступа на их странички, а позже использовали доступ к аккаунтам для слежки, сбора контактов и т. п. В начале года Фейсбук ввёл тогда безопасный и шифрованный доступ через https. Кто-то в Сирии подсадил туда ссылку, которая вела на фальшивую сертификацию страницы. Кликнувший на ссылку открывал доступ ко всему, что он делал. Такая практика называется фишинг (выуживание) и используется различными мошенниками. Сирийская ГэБэ узнавала всё, что люди хотели держать приватно, даже пароль и секретный вопрос, позволяющий сменить пароль. Правозащитная организация Freedom of Expression at the Electronic Frontier Foundation полагает, что фишингом занималось сирийское министерство телекоммуникаций.

Другой трюк, запущенный сирийскими гэбистами, использовал хэштег (hashtag) на Твиттере. Хэштег – это метка в хеш-таблице, позволяющее искать информацию по определенному ключевому слову. В Сирии люди использовали метку #Syria. Сирийское ГэБе (или кто-то с ним связанный) создало программы-боты, забивавшие Твиттер фотографиями с видами Сирии или другой нулевой информацией с этой меткой. Так что если кто-нибудь искал информацию о протестах в Сирии, то должен был преодолеть потоп шумовой информации. Пользователи интернета так и называют это – флудить (от английского flood – потоп). То есть вместо того, чтобы закрывать доступ к сайту, попросту закрывается доступ к информации.

Интересно, как повели себя американские интернет-платформы Фейсбук, Твиттер и им подобные, неизменно декларирующие свою приверженность свободе слова и декларирующие нейтральность. На деле они стараются всячески отгородиться от протестов. И имеют для этого хорошие деловые причины. Все они пытаются утвердиться на огромном китайском рынке. Если китайцы решат, что эти платформы могут стать оружием революции, то их рынок для американских компаний окажется закрытым.

Бывают такие исключения, как Гугл (google), свернувший недавно свои операции в Китае после попыток китайских хакеров внедриться в их систему безопасности. Тогда много говорилось о том, что один из руководителей Гугла Сергей Брин, сын иммигрантов из СССР, чувствительный к гражданским свободам, решил дело в пользу ухода компании из Китая. Действительно, Брин всегда скептически относился к сотрудничеству с КНР из-за требований властей наложить цензуру на интернет. Вместе с тем, мой друг, старший сотрудник Гугла, рассказал, что, кроме заботы о правах человека, существует и угроза бизнес модели Гугла. Совместно с Apple, Гугл предлагает т. н. «компьютерное облако» (cloud computing) – бесплатную систему он-лайн аппликаций, заменяющих дорогой пакет Office от Майкрософт. Документы также хранятся в интернете. Разумеется, если окажется, что хакеры могут подорвать секретность информации в Гугл, то пользователи перестанут доверять интернету, и будут по старинке хранить информацию на своих персональных компьютерах.

С другой стороны, введение шифрованного доступа https в Фейсбуке совпало с началом революции в Тунисе, и компания сделала максимум возможного, чтобы тунисские пользователи поменяли свои пароли. По мнению Джилиана Йорка, американские компании ничего не делают в ответ на шпионаж и дезинформацию сирийских властей. Да и надо ли что-то делать? На сегодняшний день, несмотря на грязные трюки правительства, сирийская оппозиция контролирует информацию, уходящую из страны. Да и сирийцы быстро раскусили ловушку, и не используют Фейсбук для организации протеста.

Реальное дело

Режимы на Ближнем Востоке изучают происходящее, пытаются найти ответ революции. Израильский министр пропаганды и диаспоры Юлий Эдельштейн, давя на еврейские чувства владельца Фейсбука Марка Цукерберга, требовал закрыть страницу организации Третьей интифады. Арабские диктаторы не имеют такой возможности. Там пробуют другие решения. В Тунисе не блокировали оппозиционные сайты. В своей последней речи Бен-Али даже обещал уступки и послабления. В Египте пошли другим путём: блокировали интернет, а заодно и сотовую связь. В Сирии применили совершенно иную тактику, открыли интернет и стали шпионить за своими гражданами. Вероятно, там не ограничились интернетом, и шпионят за мобильниками тоже.

Сколько комментаторов поспешило назвать Арабскую весну «сетевой революцией», не потрудившись проанализировать ситуацию, определить силы, стоящие за этими восстаниями! Ведь во многих местах, где сейчас протестуют люди, доступ к интернету минимален, а то и вовсе отсутствует. Очевидец с площади Тахрир в Каире рассказывал мне, что большинство людей не имело ни мобильников, ни доступа к интернету. В Йемене покрытие интернетом самое низкое в регионе. Весь мир наблюдает за Арабской весной – революционеры и реакционеры, левые и правые, радикалы и консерваторы, правительства и оппозиция. Там куется оружие грядущих революций и контрреволюций. Если Фейсбук не годится для организации протеста, то тогда что? Новые технологии «не только коллективный агитатор и пропагандист, но и коллективный организатор». Они помогают людям сломать барьер страха. Но выйти на бой за счастье и свободу люди должны в реальном, а не виртуальном пространстве.


Источник.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *