РОССИЙСКИЙ ТАРХИР: Откуда Все Идет?
Заметил, что все политические активисты, т.е. все, кто был активен в последние годы, стали спрашивать друг друга: что происходит? Как случилось, что аполитичное если не на 100 то на 98%, абсолютно не склонное к протестам российскиое общество вдруг встало на дыбы?
Кончилась 15-20 летняя политическая аппатия. И кончилась как-то быстро, разом, неожиданно. Конечно, есть фундаментальные проблемы, и они, беспорно, влияют на ситуацию в стране. Можно говорить о нищете огромной части населения (особенно в провинции), это справедливо, но больше всех сейчас бунтует Москва – наиболее богатый российский город. Можно говорить о коррупции, но она имелась и раньше. Можно говорить о мировом экономическом кризисе, который затрагивает и РФ, но положение не такое тяжелое, как в 2009 г. … В поисках ответа отправился на Триумфальную площадь и провел там около двух часов…
“Эту песню запевает молодежь”
Интересно было видеть тысячи молодых людей, преимущественно студентов, многие из которых впервые участвовали в акциях и протестах. Многие приходили компаниями. Спрашиваю одного из либеральных активистов (из числа организаторов): “почему вы не используете сцепки, когда ОМОН забирает”. Он отвечает, что ряд людей уже забрали, а основная масса тех, кто находится на площади, – новые люди (потом мы, сцепившись руками, все-таки простояли некоторое время, одного человека удалось так отстоять, но потом ОМОНовцы снова навалились и всех погребло под грудой тел, впрочем. не страшно и даже немного забавно). Вообще настроение было у людей веселое и какое-то возбужденное, молодежь явно получала удовольствие от участия в митинге – тут и выход эмоций, и адреналин, а один раз видел прямо в гуще толпы, в двух шагах от ОМОНовцев, целующуюся пару. Когда они кончили закончили, парень сказал: “кажется, что-то изменилось…”
Сейчас недовольство охватывает разные слои населения. Несомненно, важную роль в происходящем сыграли выборы: сначала назойливая реклама, потом фальсификации – слишком явные, слишком наглые. Определенную роль сыграло освистывание Путина в Олимпийском, именно оно, кажется, прорвало какую-то плотину покорности и молчания (эти “буууу” и свистки сделались сейчас символом протестов). Но студенческая молодежь идет впереди процесса – новое поколение, сформировавшееся в условиях диктатуры и относительной политической и социальной стабильности. Они не боятся потрясений, поскольку не помнят 90е гг, зато диктатура стареющего полковника их явно раздражает. Они хотят перемен. К тому же, коррупционная российская политическая и экономическая система создает для них мало социальных лифтов, а реформы образования не сулят ничего хорошего. Внезапно, Россия столкнулась с молодежным студенческим бунтом. Конечно же, не таким левым и радикальным и не таким масовым, как в 1968 -1977 гг во Франции и Италии, но есть то, что есть. 5-10 тысяч участников протестов, длившихся в Москве два дня подряд – немыслимая ситуация еще в недавнем прошлом.
В случае продолжения протестов, в них будут втягиваться новые социальные группы и политические силы, что неизбежно станет определять ход событий и лозунги протестующих.
Различные силы
Если протесты будут продолжаться, в них неизбежно станут втягиваться все враждебные режиму силы. Вчера на митинге появилась группировка националистов. Пишут, что они пытались подраться с нашистами, и даже бросили в последних фаер, но я этого не видел. Слышал один раз кричалку “Русские Вперед”, но из-за общего гама и свиста нельзя было понять, кто кричал (замечу, что часть демонстрантов пыталась дать отпор нашистам, когда те пошли на толпу плотным строем и с барабанным боем, толпа стала отнимать у нашистов барабаны, тут, конечно, опять напали ОМОНовцы и стали вязать сопротивлявшихся). Замечены были и троцкисты, распространявшие какие-то газеты.
Анархисты и Российский Тахрир
Вряд ли в ближайшее время появится полноценный российский Тахрир – не таков пока масштаб протестов. Но для любой оппозиционной политической силы очевидно, что она не может стоять от них в стороне. Молодежь, которая пришла на митинг, готова спорить, дискутировать, вчера кое где в толпе стихийно формировались такие дискуссионные точки. С другой стороны, преобладают стихийные демократские настроения. Все они говорят о выборах, коррупции. Но это не означает, что с ними нельзя разговаривать.
Разговаривать, вести агитацию за антиавторитарный (либертарный) и интернациональный социализм можно и нужно. Другой революции у нас для вас нет. Во всяком случае, работа с “россйиским Тахриром” или его аналогами представляется сегодня продуктивной. Эта стратегия была бы более осмысленна, чем сидение дома, в ожидании того, что “пролетариат сам совершит самоорганизованную революцию” или чем кидание бутылок с коктейлем Молотова в ментовки.
Такая стратегия ни в коем случае не предполагает никаких союзов с либерал-демократами или авторитарными социалистами (большевиками, социал-демократами). Стоять с кем-то рядом в толпе и сотрудничать с ним – это “две большие разницы”. Иначе мы придем к мысли, что анархистам в 1905 или в 1917 гг не следовало ходить на массовые митинги и выступать там, только потому, что там же выступали большевики и кадеты.
Наоборот, если уж ходить на такие акции, то для того, чтобы отстаивать там свою линию, вести агитацию в пользу своих идей. Недопустимо делать акции вместе с теми же ленинистами и сд из Впереда и других аналогичных групп, иначе массы никогда не поймут, в чем вообще специфика антиавторитарных социалистов (анархистов, левых коммунистов) и чем они отличаются от авторитарных.
Конечно, если менты начинают забирать и избивать мирно стоящих на площади людей, вы пытаетесь сопротивляться вместе со всеми, но это – другой вопрос.
Нужно делать в агитации упорна необходимость для масс самостоятельно решать, что им нужно, на их способность блокировать действия власти и, так же, бизнеса (о чем либералы не говорят). Нужно говорить о бедности большинства населения – как о проблеме, которую либерал-демократы никогда решить не в состоянии (ибо уже находились у власти в 90е г, так что мы имеем практический опыт – этот пример необходим). Нужно говорить о недопустимости смены путинских олигархов непутинскими, ибо “те и другие хуже”. О союзе людей из разных народностей, который формируется в борьбе (раскол в борьбе по национальному признаку на руку только власти). О недопустимости реставрации большевизма, наконец, который так же является диктатурой и системой эксплуатации.
Куда все идет
Если итоги выборов в какой-то мере отражают реальные расклады, то получается, что крупные города резко против медведпута, а остальные фифти-фифти. Существует мнение (его придерживаются некоторые социологи) , что крупные города обычно идут впереди страны и определяют тренд. Если они правы, это означает, что меняются и будут меняться настроения и в провинции. Ускорят события и новые выборы президента: раздражающая массы реклама Путина и новые фальсификации. Возможно, выборы президента соберут уже стотысячные толпы протестующих и не только в Москве. Но это будет долгий марафон с заранее не предсказуемым результатом. Российская “арабская революция”? Быть может.
Здесь великий процесс, не ограниченный Россией, здесь всемирная революционная волна, вызванная глобальным экономическим кризисом и усталостью масс от неолиберального капитализма, который повсюду в мире ведет к росту социального неравенства, криминала, к росту бедности, к формированию диктатур (ибо нет иного способа удержать ограбляемое общество в узде).
Нет способа избежать глобальной революции, закрыться от этого факта, хотя никто не гарантирует ей победы. Мы в этом растущем движении пока всего лишь пешки. Я наблюдаю эту волну с почти мистическим чувством. Даже Навальный – всего лишь агент текущих перемен, он находится или восходит на гребень волны и только.
Тем не менее, новая русская революция не будет, скорее всего, ни социалистической, ни либертарной. Пока что оппозиционные настроения в обществе определяют две тенденции: демократско-либеральная и этно-националистическая. Эти элементы станут притираться друг к другу. Возможно, они в какой-то мере объединятся, благодаря фигуре Навального – самого популярного лидера оппозиции, регулярного участника как демократских сборов, так и русских маршей. Это означает, что энергия социальных протестов уйдет в неверное русло, приведет ко второму изданию 90х гг., и не приведет к улучшению жизни большинства людей. Одних олигархов сменят другие во главе со вторым изданием Ельцина.
***
Анархисты и левые комммунисты не могут в данный момент оказать на революционный процесс серьезное влияние. Но они могут сейчас использовать социальный подъем и протесты для наращивания собственных сил и влияния на массы . Но для этого нужно во-первых участие в событиях, во-вторых четкое отделение себя от всех враждебных антиавторитарному социализму сил (демократов, националистов и большевиков), и, в-третьих, для этого необходимо учиться говорить с людьми и действовать в условиях реального массового движения.
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПОСЛЕВЫБОРНОЙ БОРЬБЫ
Нынешние демонстрации оппозиции – это не наши демонстрации. Они интересны нам лишь постольку, поскольку многие идут на них под влиянием в общем-то здоровых инстинктов. Идут не потому, что верят в КПРФ или «СправРоссию», а потому, что уж больно нагло ведет себя власть, и это раздражает. Идут, чтобы показать, что они люди, а не скотина. Не туда идут, куда надо, но идут по правильным мотивам. Эти люди могут потом пойти и дальше. Если поймут куда идти.
Для того, чтобы они поняли это нужна некая «третья сила», некая альтернатива и власти, и оппозиции, причем альтернатива правильная (националисты – тоже третья сила, но она заведет людей явно не туда). Иными словами, нужно, чтобы люди правильных (то есть анархических, вольно-коммунистических) взглядов участвовали в событиях, но участвовали не как союзник оппозиции (это уже было на рубеже 90-х-90-х и кончилось воцарением Ельцина и гайдаровским грабежом), а как самостоятельная сила. Счас это вряд ли получится. Прямо счас. Но прямо счас это скорей всего не смертельно. Ибо вряд ли послевыборные демонстрации декабря приведут к чему-либо радикальному.
Сейчас оппозиционным силам непонятно, что требовать. Пересмотра итогов выборов? А в чью пользу? Кому и сколько голосов отдать? Да и потом, всем ясно, что парламент мало что решает. Решает президент. А потому куда важней итоги президентских выборов. Да и поднять народ против одной конкретной личности проще, чем против абстрактной «партии власти». Лозунг «Долой царя!» сильнее лозунга «Долой свиту!» Кроме того, сейчас на носу новогодние праздники и зима. А президентские выборы будут весной, а за ними, не то чтобы сразу, но достаточно быстро подоспеет Первомай, а там и Девятое мая – праздник, чуждый нам, но не чуждый оппозиции. Больше того, если что-то начнется сейчас, оно будет развиваться президентские выборы дадут этому развитию новый толчок.
А потому логично ждать еще большего накала страстей перед президентскими выборами и непосредственно после них. И вот тогда уже будет крайне важно, готовы ли анархисты выступить как самостоятельная сила. Тем более, что при всем неприятии Путина, у оппозиции нет достаточно харизматичной альтернативы. Это, конечно, может привести к тому, что оная оппозиция вообще махнет рукой и смирится. Но может статься и так, что ей придется идти на улицы, хотя бы для того, чтобы вовсе не потерять уважения или, что народ выйдет сам без нее. И тогда отсутствие вождя будет играть нам на руку. Нет вождя, и не надо! Даешь самоорганизацию! Кто не умеет, учись у нас! Возьмем безвластие в свои руки! Анархия – мать порядка!
Судя по тому, как прошли антивыборные акции, можно сделать вывод, что шансы у анархистов есть. Если, конечно, уже сейчас заняться подготовкой к будущим событиям. И выступать самостоятельно, со своими лозунгами, а не протестовать против фальсификации выборов (как будто без фальсификации власть была бы лучше).
Конечно, власти, тоже не идиоты. Испугавшись сегодня, они постараются принять меры завтра. Но смогут ли? Желание у них будет, а вот силы? В каком состоянии находится сегодня механизм государства российского? Способен ли он достаточно быстро сработать или просто даст очередной сбой?
Важно, однако, чтобы анархисты не дали сбой. Другой случай может представиться нескоро. Конечно, даже если весной 2012 ничего не произойдет, затем начнутся всевозможные «непопулярные меры», отложенные до выборов и люди снова обозлятся. Так что все может начаться и осенью 2012, и весной 2013. Тут еще и во Франции выборы пройдут, глядишь, там начнется очередной «бунт пригородов». Но только это все тоже вилами по воде писано. И если уж судьба поднесет весной нам подарок, обидно будет его упустить.
Чтобы не упустить, надо начинать готовиться сейчас. Обдумывать стратегию. Искать кадры. Оценивать возможности. Налаживать взаимодействие внутри движения, чтобы в нужное время суметь быстро выступить единым фронтом. В общем, готовиться надо заранее. А то будет как с Первым мая, к которому всегда начинают готовится за пару-тройку недель, и в итоге потом несколько сот анархов идет в хвосте нескольких десятков каких-нибудь троцкистов.