Массовые поджоги в Афинах — отдельный эпизод или прелюдия к невиданному даже здесь социальному взрыву? Два года жесточайшей экономии и баланса на грани дефолта истощили моральные силы греков. Некоторые не видят иного выхода, кроме силы: манифестации, акции протеста, столкновения с полицией, забастовки и, наконец, воскресные поджоги. По последней информации в воскресных протестах приняли участие до 700 тысяч человек по всей Греции. Полиция применяла превентивные аресты, беспричинно нападала на собиравшихся людей, отряды мотоспецназа “Дельта” в ряде районов Афин атаковали протесты врезаясь в них прямо на полном ходу. По неполным данным, 74 демонстрантов были арестованы и более 50 раненых полицией были госпитализированы, число задержанных неизвестно.
Другая часть греческого общества ищет спасения в храмах и молитве. В афинских церквях за последние два года число прихожан заметно выросло. Ни те кто протестует, ни другие не видят выхода из ситуации, в которой оказалась их страна.
Говорят жители Афин: “Кончилась Греция. Надежды нет. Нас полностью уничтожат банкротством, затем лет десять страданий, а затем нам самим придётся выбираться из этого. Я не знаю даже, что сказать. Люди онемели от страха. Я правда не знаю. Мне кажется, нужен огромный взрыв, гигантский взрыв гнева”
Власти страны придерживаются пути «спасения» — сокращения, урезания и жертвы в обмен на зарубежную помощь и на то, чтобы остаться в зоне евро. Однако насколько оправданы эти жертвы, не приведут ли действия властей ко взрыву?
Министр финансов Греции Евангелос Венизелос уверен, что выбор правительства — это выбор из двух зол, и действия кабинета — единственно верное решение: «Каждый должен понять, что есть жёсткая дилемма: либо мы, с великими жертвами, но спасаем страну; либо наступает кризис, полное разрушение социальной, политической и экономической жизни, и мы пойдём — возможно, с гордо поднятой головой — к катастрофе». Однако эти заявления уже не убеждают греков потерпеть ещё. Терпение кончилось, а света в конце тоннеля по-прежнему не видно. Новые соглашения с кредиторами оборачиваются лишь ужесточением мер экономии, лишь ненадолго отдаляя перспективу дефолта.
Эксперты абсолютно уверены, что независимо от того, как будут развиваться события — останется ли всё как есть или произойдёт революция — Греция в течение десятилетий не сможет оправиться от кризиса». Греческие профбоссы, не сумевшие своими символическими забастовками заставить власти отказаться от антисоциальной политики, осудили и новый закон и «погромы». Чего еще можно было от них ожидать?
Иначе реагировали на «ночь огня» многие жители Афин:
“Очень грустно смотреть на все происходящее, но это не вина людей на улице, это вина тех, кто сидит в парламенте. Все началось с них и продолжается уже годы. Но придут и лучшие времена. Греция никогда не погибнет”. “То, что случилось, это слишком мало. Нужно вообще не оставить камня на камне от парламента. Потому что там сидят одни предатели. Назовите хоть одного, который таковым не является”.
Общая картина воскресных событий
Есть разные оценки относительно количества людей, вышедших на улицы и площади страны. В Афинах на улицы вышло более 500 тысяч человек; оценку сделать нелегко, но до нападения полиции все улицы, ведущие к площади Синтагма, и площади были забиты тысячами людей, которые приходили из окрестностей пешком или приезжали на автобусах и поездах. За полчаса до демонстрации можно было видеть, что станции метро и автобусные остановки полны людьми, которые ждали транспорта в центр. В каждом городе произошли митинги и массовые шествия.
В Ираклионе на Крите, городе, где за последние годы отмечено рекордное число самоубийств, прошел 30-тысячный марш. Демонстрации по всей стране переросли в насильственные столкновения, люди громили банки или захватывали правительственные здания. Так, в Волосе были сожжены филиал Евробанка, Налоговое бюро и ратуша; на Корфу люди напали на офисы депутатов от своего региона и разгромили их, ратуша Родоса был оккупирована во время демонстрации и остается захваченной…
Полиция провела несколько упреждающих аресты в утренние часы до начала демонстрации. На нескольких активистов напали полицейские в штатском и задержали их, как только те вышли из своих домов: было очевидно, что полиция хотела, чтобы люди держались подальше от парламента. Там «обсуждался» новый пакет мер экономии (более чем 600-страничный документ, который был роздан депутатам за 24 часа с рекомендациями голосовать за него до утра понедельника, когда откроются фондовые рынки). Ранним вечером, когда захватившие юридический факультет пытались двинуться к Синтагме, полиция напала на них и рассеяла блок демонстрантов, а также пыталась напасть на факультет несколько раз в течение ночи, используя также резиновые пули.
Задолго до прихода большинства демонстрантов, которые были еще в пути, полиция напала на толпу на площади Синтагма, применив физическое насилие, химические газы и шумовые гранаты. После этого нападения большая часть демонстрантов сосредоточилась на улицах Амалиас, Филэллинон, Эрму, Митрополеос и Карагеорги-Сервиас. Люди сражались с полицией в течение 5 часов, стремясь вернуться на Синтагму. Другие возвели большие баррикады поперек площади Кораи, на улицах Стадиу и и Панепистимиу и сражались, пытаясь пробиться на Синтагму или защититься от нападения полиции. На улице Панепистимиу полиция сосредоточила значительную часть своих сил на баррикаде перед Афинским университетом, и люди сражались врукопашную, защищая баррикаду.
Мотополиция DELTA несколько раз совершала рейды в толпу, особенно на улице Митрополеос, полицейский спецназ MAT делал то же самое несколько раз, но все пошло иначе. Не считая баррикад и значительных групп людей, демонстранты разбились на множество мелких групп, которые схватывались с небольшими группами полицейских или блуждали в поисках баррикады или большой группы, к которой они могли бы присоединиться.
После полуночи большинство парламентариев (199) проголосовали за новый план экономии, что, среди прочего, включает в себя снижение зарплат на 22% и снижение минимальной заработной платы до 400 евро в месяц, в то время как уровень безработицы за 16 месяцев вырос в два раза (до более 20% в ноябре 2011 года).
74 демонстрантов были арестованы и более 50 раненых полицией были госпитализированы, число задержанных неизвестно.
Некоторые банки, правительственные здания и два полицейских участка (отделения Акрополь и Экзархия) подверглись нападению со стороны демонстрантов в течение ночи. Афинская мэрия была захвачена, но полиция сосредоточила силы, которые вторглись в здание и арестовали захвативших. Более 40 зданий сгорели в Афинах.
Занятия общественных зданий по-прежнему проходят по всей Греции. Захватившие юридический факультет выступили с заявлением рано утром 13 февраля: “Ассамблеей захвата юридического факультета было решено продолжать захват. Мы призываем всех на улицу, чтобы продолжать борьбу. Ничего не закончилось, все только начинается, юридический факультет является центром борьбы и в этом качестве он останется”.
Большую часть возгораний к утру понедельника пожарным удалось потушить, хотя некоторые здания выгорели полностью. Разгромлены несколько магазинов, из которых вынесены товары. Нападениям подверглись банки и банкоматы. В больницы с проблемами дыхания обратились порядка 70 человек.
Новые протесты 13 февраля
Ночью 13 февраля начался марш в афинском районе Эгалео. Он стартовал в 1 час ночи, когда стало известно, что парламент одобрил новые меры экономии. 13 февраля состоялись марши в Патрах и Агринио. Они вылились в акты насилия. В Агринио были разгромлены банки и отделение ультраправой партии ЛАОС. В Патрах демонстранты захватили и разгромили офис депутата Спилиопулоса от ПАСОК, который голосовал за новые меры жесткой экономии.
До этого они ворвались в роскошный отель «Астир», где проводились мероприятия правой партии «Новая демократия» (часть правительственной коалиции). Они призвали к новым демонстрациям 14 февраля в Патрах. В Комотини было захвачено здание администрации области Фракии и Восточная Македония. Ассамблея постановила провести новый марш на следующий день.