Камиль Писарро: «Любое искусство анархично, если оно красиво и исповедует добро»

В конце XIX столетия анархистские идеи оказывали заметное влияние не только на рабочих, но и на литературно-артистические круги. Многие писатели и художники вдохновлялись идеей социальной революции. Для некоторых она была лишь модой, и эта мода прошла, когда к ним пришли успех и богатство. Другие сохранили верность анархизму на всю жизнь. Среди них был и прославленный художник Камиль Писарро.

Камиль Писарро родился на острове Сан-Томас в группе Виргинских островов в Карибском море. В те годы они принадлежали Дании, а впоследствии были проданы США. Отец будущего художника был евреев португальского происхождения, занимался торговлей и рассчитывал, что сын пойдет по его стопам. Однако Камиль познакомился с приехавшим на сан-Томас датским живописцем Фрицем Мельбие и отправился с ним в Венесуэлу, где стал рисовать пейзажи, флору и фауну. В 1855 г. он приехал учиться в Париж, стал учеником Коро и испытал на себе влияние Курбе. В 1857 г. Писарро познакомился в Швейцарской академии с будущими импрессионистами – Моне, Ренуаром и Сезанном – и подружился с ними.

Франко-прусская война 1870 г. заставила его эмигрировать в Англию, где он испытал на себе влияние живописи Тёрнера и Констебля. После возвращения во Францию Писарро рисовал в Лувансьене (около Сен-Жермен-эн-Лэй) и в Понтуазе, вместе с Сезанном. Его живопись становится все более воздушной. Больше всего художник любил изображать жизнь и труд крестьян.

Сегодня любители живописи толпами валят на каждую новую выставку художников-импрессионистов. Однако тогда, в период возникновения этого течения, оно наталкивалось на яростную нетерпимость. В 1874 г. Моне, Писарро, Сислей, Ренуар, Сезанн и Дега организовали выставку, и над ними издевалась вся французская пресса. Шутки ради они назвали себя “импрессионистами”. Три года спустя это название повторялось уже с гордостью.

Несмотря на интерес нескольких художественных дилеров и коллекционеров, картины продавались с трудом, и Писарро приходилось очень много работать, чтобы кормить свою семью (у него было семеро детей). Нередко ему не на что было купить даже краски и холст. Его материальное положение улучшилось только в 1879 г. В 1884 г. он поселился в Эраньи-сюр-Эпт (в Уазе); выставка его картин имела шумный успех в США.

Писарро рано стал испытывать симпатию к анархистским идеям. Он высказался в поддержку республики в противовес планам реставрации монархии, но его письма показывают, что художник не питал ни малейших иллюзий в отношении политиков. Как художник-авангардист, он отвергал буржуазное общество и власть, восторгался человеческой личностью. Анархизм дал ему возможность высказать свое понимание красоты. Чтение Кропоткина, Прудона и Грава убедило Писарро в необходимости социальной революции.

В том, что касается техники живописи, Писарро ненадолго сблизился с манерой Сёра и Синьяка (также анархиста) и прибег к методу “систематического разделения” (точечного письма, или неоимпрессионизма). Несмотря на критику с разных сторон, после 1890 г. его выставки имели огромный успех.

В произведениях Писарро мы не обнаружим открытой декларации анархизма: такого рода живопись ему не нравилась. Он рисовал, прежде всего, пейзажи, различные портреты и др. Его картины сделаны плотными мазками и полны света. С 1890 г. Писарро изображал и окрестности городов (Парижа и Руана). Но его анархистскому идеалу была близка жизнь крестьян. Деревни и поля были для него символом Утопии. Это был мир, который художник хотел бы сохранить для будущего общества прежде, чем он будет разрушен индустриализацией.

Писарро был анархистом скорее по своим идеям, чем по действиям. И однако же в 1899 г. он вступил в Клуб социального искусства, вместе со скульптором Роденом, анархистом Гравом, синдикалистом Пуже и героиней Парижской Коммуны Луизой Мишель. Писарро защищал идею “искусства ради искусства”. “Любое искусство анархично, если оно красиво и исповедует добро”, – говорил он. Он не был приверженцем политизированного искусства и не думал, что необходимо самому быть крестьянином, чтобы выразить в картине всю поэзию полей. Писарро стремился разделить с другими самые сильные человеческие эмоции. Красивое произведение искусства для него уже было вызовом буржуазному вкусу. Художник был оптимистом и верил в скорый приход анархистского общества, в котором люди, освобожденные от религиозных и капиталистических идей, смогут оценить его искусство.

В 1890 г. Писарро нарисовал для своих племянников альбом из 28 рисунков пером. Они совершенно непохожи на его живопись, но совершенно ясно показывают, каковы были его убеждения. Альбом, носящий название “Социальная низость”, язвительно представляет образы денег, биржи, капитала, религии, хозяев, наемного рабства, нищеты, голода и самоубийства. В рисунках явно ощущается дух Домье и Золя. Надежда представлена сценой с баррикадами, а рисунок, на котором старый философ созерцает восход солнца, окружен буквами, составляющими слово “АНАРХИЯ”. Альбом Писарро – недвусмысленное осуждение общества, где нет места беднякам и художникам.

Писарро был мирным человеком, но выражал понимание мотивов, толкавших тогдашних анархистов на отчаянные покушения. После того, как анархист Казерио убил президента Франции Карно, живописец вынужден был на несколько месяцев укрыться в Бельгии, чтобы избежать репрессий. Там он познакомился со знаменитым анархистом-географом Элизэ Реклю и великим поэтом Эмилем Верхарном. Писарро оказывал значительную материальную помощь жертвам правительственных преследований, помогал детям заключенных-анархистов, Эмилю Пуже и итальянским товарищам-эмигрантам. Он регулярно оплачивал долги издававшихся Жаном Гравом анархистских газет “Ля Револьт” и “Ле Тан нуво”. В этой последней, основанной в 1895 г. и выходившей до 1914 г., сотрудничали многие люди искусства, сочувствовавшие анархистским идеям, – Люс, Кросс, Синьяк, Ван Риссельберг, Аристид Деланнуа, Валоттон и Стенлейн. Сам Писарро нарисовал для нее три литографии, оказывал постоянную материальную поддержку. По просьбе художника его дети Люсьен, Жорж и Родо, также занимавшиеся живописью, посылали в газету свои рисунки. Писарро предоставлял также свои картины для лотерей, организованных, чтобы поправить финансовое положение издания.

Во время дела Дрейфуса вместе с Октавом Мирбо и Максимилиеном Лусом он боролся против несправедливости и антисемитизма, но вынужден был порвать отношения с Дега и Ренуаром, занявшими противоположную позицию.

Творчество Писарро получило признание во всем мире. Сегодня любая его картина стоит целое состояние. Посвященные ему исследования многочисленны, но все они избегают упоминаний о его анархистских убеждениях.

Во французском городе Понтуаз в этом году отмечается столетие со времени смерти художника. В нем открыт музей Писарро, посвященный памяти живописца, который в 1866–1883 гг. работал в долине Уазы., временами вместе с Сезанном, Ван Гогом и Гогеном. Правда, в музее нет ни одной из его картин, но имеется большое число его рисунков и гравюр. В нем можно увидеть также картины его детей и других художников, работавших в этом районе.  С 15 ноября 2003 г. по 25 января 2004 г. проводилась выставка “Между небом и землей: Камиль Писарро и художники-граверы долины Уазы во второй половине XIX века”. При музее работает “Ассоциация друзей Камиля Писарро”, которая старается знакомить общественность с его жизнью и творчеством…

Фелип Экюи

Перевод: В.Г.

Эрмитаж в Понтуазе, 1868

Каштаны в Овсни, 1873

Прачка. 1880

Дровосек. 1879

Урожай

Сенокос


Источник.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *