В обычный день среднестатистический белорусский вершитель правосудия только за половину рабочего дня успевает рассмотреть более десятка дел. Иногда на рассмотрение одного уходит не более 5 минут.
Как работает судебный конвейер в обычные дни, выясняло “Еврорадио”.
В 9 утра в суде Фрунзенского района Минска ажиотаж. В рабочем расписании судьи Лаппо… 7 дел. Но милиционеры подвозят еще 9 человек, которых насобирали ночью по району. Судья за день таким образом рассмотрит… 16 дел!
“Административные за распитие все”, – отрезал мужчина, которого задержали вместе с женой. Теперь они обсуждают, пошел ли сын в школу, ибо ночь провели в милиции и не могут с ним связаться.
Рядом две женщины, прикованные одна к другой наручниками. Девушка рассказывает, за что ее задержали.
“Приехал сотрудник в игровые автоматы, он там кофе пьет. Возможно, ему что-то не понравилась. Ну, там продают водку, я взяла себе несколько раз по 50. Привезли в отдел, – пересказывает кому-то эту же историю по телефону. – Приехала милиция, меня отвезли в отдел и там я тоже плохо себя вела. Что мне делать?”
Около 10 часов судья начинает принимать первых “посетителей”, но оговаривается: в 10 часов у нее запланировано “большое дело”. Первым идет мужчина – 5 минут, штраф 200 тысяч (2 базовые).
Оказывается, суд “за распитие” практически ничем не отличается от суда за молчаливые акции. Правда, задержанных охраняют только два милиционера и даже отпускают покурить. В судебном зале нет свидетелей, только рапорты и протокол. Решение выноситься в среднем за 5 минут.
Следующая – одна из женщин, скованных наручниками. Но поскольку милиционеры отказались “расковать” парочку, заходят они вдвоем.
“Упадешь на колени у судьи и будешь просить, – советует милиционер. – Так и делай. Падай на колени, бейся лбом и говори, что так больше не будешь”.
Женщину судят… 2 минуты. Судья ее узнает сразу – злостная нарушительница, не оплатила еще декабрьский штраф.
— Я завтра заплачу! Зарплата будет, – жалуется женщина.
— Все разговоры окончены! Стыдно! А почему вы в наручниках?
— Не знаю, зачем нас заковали.
— Я сейчас спрошу, – судья выбегает в коридор. – Сотрудник милиции, почему она в наручниках меня интересует?!
— Ну, они такие шустренькие, чтобы не сбежали, – объяснят старший милиционер.
— Она сбегала? Сбегала, да?! И она мне будет еще говорить о каком-то штрафе!
— Я вас молю, пожалуйста, я заплачу завтра штраф.
Несмотря на неоплаченные штрафы, судья дает еще один.
10.17. В кабинет судьи сами, без конвоя, заходят парни, проходящие по гражданскому делу за драку. Закончился этот суд только в 12 часов – всех отпускают.
В узком коридоре суда стоит запах перегара. Уже кружится голова и не только от этого. Но и от постоянного гама и звона телефона в канцелярии, на звонки которого никто не отвечает. Приходят люди, просят книгу жалоб. Задержанных группами выводят покурить.
Следующей к судье Лаппо идет женщина, которая пыталась украсть бутылку водки из магазина. 10 минут и водка для ее стала очень дорогой – 1 миллион штрафа. На суде нет свидетелей, с приговором она не соглашается, милиционеры советуют ей смириться.
“У охранников есть свидетели. Они еще двух кассиров найдут и минимальным штрафом тогда не обойдется”.
Женщина соглашается.
Следующий парень. Выходит через несколько минут и… свободен, даже штрафа не дали! Ночь провел в милиции, но счастлив, что отпустили!
Последней до перерыва на обед заходит девушка, которую задержали в игровых автоматах.
— Перекрести пальчики и к судье, – напутствует старший милиционер.
— А если меня на сутки закроют?
— Вряд ли.
Через 7 минут девушка выходит, в наручниках и слезах.
— Ну, зачем наручники? Я же не сбегу.
— Ну, откуда я знаю, – отвечает молодой милиционер.
Таким образом итог первой половины дня работы судьи: все мужчины получают штраф в 200 тысяч, двум женщинам придется заплатить по миллиону и одной молодой девушке провести трое суток в изоляторе.
“Хулиганка в законе, – шутит молодой милиционер. – У нее куча штрафов не оплаченных”.
Девушка звонит подруге, просит передать сигареты и вслух считать сутки, когда ее должны выпустить. Телефон у нее никто не отбирает. А милиционер вспоминает, как она от них сбегала 3 года назад.
— Ты не помнишь, как от нас сбегала?
— Я?! От вас? Да это другая сбегала.
— Нет, ты в 2009 году от нас сбежала. У меня память хорошая.
К обеду судья успевает рассмртреть все запланированные дела. Но своей очереди уже ждут новые задержанные. А если бы на каждое из таких дел тратили столько же времени, как на гражданское дело за драку, то есть, как положено по закону, с опросом свидетелей и другими необходимыми процедурами?
На вопрос о загруженности судей в приемной только улыбаются. В Минюсте рассказывают, что в Беларуси 1017 судей. За 2011 год они рассмотрели 59 774 уголовных, 391 933 гражданских и 441 701 административных дел. Получается, что в среднем за год судья рассматривает почти 900 дел, или 4-5 дел в день. Но, учитывая, что разбирательство по уголовным делам идет, порой, даже не по несколько дней, а неделями, то не удивительно, что судья Лаппо только за первую половину дня умудрилась разобраться с 12 “подсудимыми”.