Ещё раз про безопасность

Уже столько было написано о «деле белорусских анархистов», что в глазах пестрит. Тем не менее, мы считаем своим долгом еще раз обратить внимание на некоторые моменты, чтобы эти события не прошли стороной, а послужили своеобразным уроком для тех, кто всё еще настроен действовать.
Также в связи с наступлением потепления и жарких дней у некоторых активистов может появиться желание осуществить ночью радикальную акцию возмездия или что-то другое в этом духе. Для таких товарищей ниже мы публикуем эту статью “А ты сделал выводы?”, которая до этого уже публиковалась на других ресурсах.

Способы оказания давления на активистов (на примере событий в Беларуси)

Здесь мы опишем случаи, о которых нам стало известно от самих участников событий осени 2010 года. Для удобства можно разбить все способы оказания давления на следующие категории:

1. Угрозы, связанные с работой, учебой
Первое, что делают органы – это начинают пугать возможными материальными проблемами.

– угроза увольнения/исключения из университета, школы
– вызов в кабинет директора/декана для беседы (допроса). Сотрудники органов прекрасно разбираются в психологии и понимают, что в присутствии других лиц, особенно тех, кто может повлиять на ваше будущее или ваше материальное положение, многие становятся более разговорчивыми. Само присутствие начальника, даже без его активного участия в беседе, автоматически означает, что проблемы уже есть и они усугубятся, если органы не получат от вас того, чего хотят.
– разговор посредством директора. Часто сами руководители проводят т.н. разъяснительные беседы, указывая на то, что проблемы им не нужны, и они не будут жертвовать своей репутацией из-за вас.
– угрозы проблем с трудоустройством после отбытия наказания (а уж они постараются, чтобы оно было).

2. Угрозы близким людям или в их присутствии

Абсолютно любой человек волнуется за жизнь, здоровье и благополучие своих близких. И хотя, казалось бы, мы пережили то время, когда сын отвечал за отца и наоборот, тем не менее, подобные методы давления на активистов успешно практикуются органами. Особенно это касается тех, чьи родители не знают либо не одобряют то, чем занимается их чадо (а таких большинство).

– давление через родителей: сотрудники сначала приходят не к вам, а беседуют с вашими родителями, которые после этого естественно строго беседуют с вами, вы оказываетесь позором в роду и человеком, который ломает все, что они нажили тяжким трудом и к чему стремились. После этого беседа сотрудников с вами идет намного продуктивнее.
– «допросы-телемосты»: вы находитесь в плену у органов, держитесь изо всех сил; вдруг один из сотрудников набирает номер, на том конце отвечает ваш отец и говорит, что он на работе в кабинете у директора, там еще несколько сотрудников, и просит, чтобы вы говорили все, что от вас требуется.
– допрос в присутствии родителей: вас вызывают на допрос, когда вы отказываетесь говорить, вводят одного из (или поочередно) ваших родителей, попутно начиная увещевать их, что, мол, посмотрите, кого воспитали. Для родителей это самое большое оскорбление и естественно, они не хотят краснеть за вас, поэтому по-хорошему предлагают вам скорее с этим покончить. Особенно это усугубляется, если родители не одобряют то, чем вы занимаетесь, и не раз с вами на эту тему беседовали.
– угрозы позвонить больным/старым/немощным родственникам среди ночи и объявить о вашем уголовном статусе, расписывая во всех красках ваше будущее в тюрьме. Подразумевается, что вы будете виноваты, если их хватит удар из-за подобных новостей.
– уговоры сдаться (признаться), объявляя, что ваши родители уже договорились с прокурором (решили финансово либо посредством связей), что вас выпустят под домашний арест или не будут заводить уголовное дело. Для активистов, чьи родители располагают деньгами и другими возможностями повлиять на вашу судьбу, это выглядит очень даже правдоподобно.
– угрозы, связанные с детьми: лишение родительских прав, сдача ребенка в детдом, описание жизни ребенка, у которого папа или мама в тюрьме, как к нему будут относиться в школе и пр.

3. Угрозы, связанные в будущим наказанием

– пророчество огромных сроков, обещание поспособствовать тому, чтобы вы получили максимально суровое наказание, повесить на вас висяки (нераскрытые дела)
– угрозы помещения вас в камеру с убийцами, маньяками, «опущенными» и пр.
– обещание поспособствовать, чтобы у вас были самые суровые вертухаи

4. Давление, связанное с активизмом как таковым

– убеждение в том, что вас втянули в это дело, вы этого не хотели, а теперь вы будете одни сидеть за всех, хотя изначальная идея была не ваша и роль у вас совсем не самая главная. Изобличение других участников, как псевдотоварищей, которые подставили вас
– обещание повесить на вас организацию преступления, если вы не выдадите других, даже если вы сами не являетесь соучастником
– предъявление или просто цитаты из чужих показаний, изобличающих вас или других активистов

5. Неопосредованное давление на физическое состояние
Доказанный факт, что человек, который устал или перенапряжен, подвергается убеждению в большей степени, чем хорошо отдохнувший. На этом играют органы.

– длительные непрекращающиеся допросы
– перебрасывание из камеры в камеру (из СИЗО в СИЗО), чтобы вы не могли обжиться, нормально выспаться и успокоиться
– принуждение долго сидеть без движения или в неудобной позе

6. Физическое насилие
В нашем случае имел место только один факт насилия; у нас еще не дошло до пыток, которые практикуются в России, тем не менее, нужно быть морально готовыми и к такому исходу дела.

Чего не делать на допросе или Основные ошибки активистов

Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса раскрывается по поведенческим реакциям, в том числе и с помощью показаний свидетелей и самих обвиняемых. Поэтому дача показаний по делу, которое касается не только вас, приравнивается к хождению босиком по битому стеклу.
Прежде всего необходимо отметить психологическое состояние, в котором обычно находится допрашиваемый. Каждый человек, впервые сталкивающийся с уголовным делом, испытывает стресс – ему хочется, чтобы допрос побыстрее закончился, а это случается только в том случае, если речь из вас льется ручьем. Следующая мысль, посещающая ваш мозг – «Они все знают!». На самом деле, этот самый распространенный миф развенчивается утверждением, что если бы у них против вас было что-то серьезное, они бы с вами столько не мучились; особенно критически стоит относиться к допросам, происходящим спустя большое количество времени с момента совершения «преступления». Если бы «они знали все», вас бы взяли уже на следующий день. Итак, если согласились давать показания, то:
1. ВСЕГДА говорите только за себя. Реплики типа «Я сам анархист, и знаю, что СашаМаша тоже разделяют определенные взгляды» исключаются. Хотите вешать на себя ярлыки и названия, делайте сколько влезет, но не надо и других стричь под одну гребенку. Вы ведь не знаете, что в соседней комнате СашаМаша играют дурачка, который просто зашел в гости, и у них это успешно получается.
2. НИКОГДА не рассказывайте о инициативах, в которых вы участвуете, если конечно это не единоличный проект. Описывая систему отношений, регулярность собраний, темы, которые вас интересуют, устройство той или иной группы, способ принятия решений вы добровольно сдаете органам всю подноготную движения. Любая, даже, по вашему мнению, самая безобидная и неважная информация, которая касается группы людей, должна держаться в секрете, если иное не решено ее участниками. Помните, вы не на митинге, и сотрудники органов – вам не друзья и не народ, до которого вы хотите донести анархические идеи. Нужно понимать, что сегодня ФНБ или Беспартшкола – просто низовая инициатива, а завтра – незарегистрированная организация.
3. Возьмите за правило не делать НИКАКИХ предположений касаемо того, кто мог бы совершить преступления, потом это оборачивается в косвенное доказательство чьей-то вины. Не передавайте никаких слухов, никаких суждений других людей на этот счет.
4. Если вы сами участвовали в преступлении, у вас есть два выхода:
* идти в полный отказ – тогда органы потратят все свои силы, чтобы добиться признания лично вашей вины, также отметаются вопросы о других участниках.
* признать ТОЛЬКО свое участие, но отказаться пояснять обстоятельства преступления, называть других участников, их роли и стадии планирования. Для этого нужна огромная сила воли, т.к. как только органы получили от вас признание, их работа состоит в поиске соучастников, и давление на вас будет оказываться вдвое больше того, как если бы вы пошли в отказ. Привыкните к мысли о том, что вы в ответе за то, что сделали и не завидуйте тем, кто еще на воле. Лучше понести наказание самому, чем стать предателем.
5. Не думайте, что можно валить всю вину на тех, кого нет в стране. Вы не знаете, что сейчас происходит на воле, поэтому опять же, говорите за себя.
6. Не рассказывайте даже о прошлых событиях, о людях, принимавших в них участие. Сегодня шествие у Генштаба кажется вам административным правонарушением, завтра по нему осудят вашего товарища на 4 года. Не говорите об участии других людей даже в легальных акциях.

Как же формируется миф «Они все знают!»
* изучаются ваши телефонные соединения. Привыкните пользоваться телефоном только для связи с родственниками, с товарищами общайтесь вживую и посредством шифрованной интернет связи.
* изучается история ваших интернет-сообщений. Поэтому пеняйте на себя, когда вам зачитывают историю чужой переписки с вами или логи месенджеров. Сколько еще нужно говорить о своевременном удалении сообщений с сервера и отключении логов?
* показания ваших «товарищей«, которые уже прежде, чем вас допросили, сказали, что вы анархист, что с вами познакомились на ФНБ/концерте/футболе, куда вы приходили с тем и с тем, что у вас была кличка «Бывалый», а в интернете вы пользовались ником «666″ и вы как-то странно вели себя в день акции.
* показания ваших родителей и «невтемных» друзей, которые при первом же появлении милиции трясутся за вас и свою задницу и выкладывают то, чего вы сами о себе уже не помните. Общение с родителями и друзьями – тема отдельной статьи.
Так что за мысль «Они все знают!» благодарите себя и ваших товарищей, которые забивали на безопасность и описали вашу деятельность во всех красках. И знайте, что сейчас кто-то по вашей вине сидит и думает, что за ним следили с рождения.

Советы радикально настроенным:

1. Избавьтесь от мысли, что можно одновременно заниматься легальной (общественной), пропагандистской деятельностью и успешно проводить радикальные акции. Никому не говорите о ваших убеждениях, не участвуйте в открытых движениях, не ходите на концерты, не высказывайте своей радикальной настроенности, шифруйтесь под аполита и скажите своим старым друзьям, что вы отписываетесь. Обождите несколько лет, если ранее входили в открытое движение, чтобы о вас все забыли.
2. Внимательно выбирайте себе соратников. Изучите их взгляды прежде, чем что-то предлагать, обходными путями узнайте, как они относятся к подобным акциям. Если видите, что человек сомневается или не хочет, но боится отказать, не давите, иначе это обернется предательством при первой же возможности. Избегайте людей, которые видят в вас авторитет, повторяют все за вами, смотрят вам в рот, когда вы говорите, на ура принимают все идеи – это несамостоятельные люди, которые не способны брать на себя ответственность за поступки и им будет легко внушить, что это вы их втянули в криминальную деятельность. Проверяйте товарищей на деле, отбирайте только самых стойких и сильных духом и убеждениями. Не ставьте целью быстрее провести акцию любыми способами – лушче потратить несколько лет на поиск единомышленников, которые вас не предадут.
3. Обеспечьте безопасную связь с соратниками, изучите основы компьютерной безопасности.
4. Тщательно планируйте каждую акцию. Прекрасная инструкция здесь.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *