Эссе политзаключённого анархиста Александра Францкевича, написаное к “концу света” 21 декабря 2012г., но по причине сложностей с передачей корреспонденции из колонии, передано нашему сайту только сейчас.
Слышал ли ты о том, что 21 декабря 2012 г. нас ждет конец света? Определенно слышал. Да и сколько раз пророки грезили Армагеддоном и Судным днем – не пересчитать. А все не сбывалось.
Чем падение Рима под ордами гуннов и вандалов не конец света для благородных патрициев? Реформация, крестьянские войны и Французская революция – апокалипсис для церкви, феодалов и королей. События 1917 г. для графов и князей в России – настоящий конец света. Для КПСС, Политбюро и КГБ армагеддоном стало падение Берлинской стены и развал СССР. Для них и многих других мир уже скатился в тартарары и перестал существовать в принципе.
В головах всех привилегированных и благородных вначале находят свои места мрачные предзнаменования. На ряду с катастрофами и катаклизмами там существуют и восстания, гражданские войны и мятежи. С древних времен борьбы Спартака против Римской империи, илотов в Спарте, желтых повязок в Китае мятежи считали предзнаменованием апокалипсиса, за которым не может быть ничего кроме ада, мракобесия и страданий. Бунт против системы расценивался ими бунтом против миропорядка и вселенной.
Но к чему же приводили неудавшиеся армагеддоны прошлого? Кратки миг свободы ценой многих жертв и … снова рабство и гнет. Лишь небольшой промежуток времени вздохнуть обездоленным свободно. За Римской империей ее священная тезка, феодализм и инквизиция. После Реформации – абсолютизм. За Французской революцией – Робеспьер и Наполеон. На смену Российской империи – империя Советов с ГУЛАГом и НКВД. А после одного СССР целый каскад не менее авторитарных режимов. Старые богословы и идеологи сменялись новыми, менялись фасады и названия, но неумолимый прогресс толкал общественные механизмы дальше, к абсолютизму и тотальному контролю. Чтобы избавить граждан от апокалипсиса навсегда.
Этот маленький, испуганный и тщедушный обыватель живет в каждом. Это он говорит тебе как глупо и опасно идти против закона. Гражданин призывает не вмешиваться. Он отступит от своих прав и свобод в угоду безопасности. Гражданин будет призывать тебя сдаться и отступить от своих принципов. Это он будет трястись за свою работу и теплое место. Таков восхваляемый всеми государствами идеал верноподданного, безудержного потребителя и обывателя.
Но в каждом живет и другая личность. Мятежник, варвар, разбойник. Попирающий правопорядок. Разрушающий Рим. Поджидающий за поворотом. Боится обличенный властью и богатством эту личность внутри граждан. Для них это бес, дьявол, враг народа внутри послушной овцы. Поэтому все отдаст диктатор и олигарх, чтобы продолжал сон варвар внутри граждан. Хлеба и зрелища, идеологические обоснования и святая вера. Защити силой своих гончих, обличенных в форму. Но если же не захочет спать дикарь в обывателе, волк в овце, то уже те же, в погонах и форме отправят в концлагерь, сожгут на костре, распнут или просто убьют в подвале СИЗО. Чтобы зараза не распространилась дальше.
Казалось бы – вот наша цель, разбудить этого неспокойного человека внутри. А ведь разбойник чаще всего не Робин Гуд и грабит лишь из собственной выгоды, без лозунга о справедливости. Как и дикарь не будет искать правых и виноватых в захваченном городе. Разрушать, грабить, убивать кричит неспокойный внутри нас. Не проводя черту за которую нельзя преступать. Без оглядки на чужую свободу. Справедливость это лишь эмоция, повод для неуемного гнева. Просыпаясь внутри нас он заставляет забыть о критической оценки происходящего – мы рушим памятники и собственные дома, мародерствуем, насилуем и салютуем партиям.
Откуда, после очередного перелома, приходит новый порядок? Хладнокровные, умные и циничные возводят его силами бунтаря. Бывшие варвары перенимают царские почести и централизованное государство. Еретики сжигают за ересь. Революционеры надевают кожанку и гонят людей в концлагеря. Становясь новой элитой подавляя уже неудобную волну перемен. И опять апокалипсис отложен… До новых пророчеств.
Восседая на своих тронах публичные политики и серые кардиналы, высшие чиновники и богатейшие магнаты, цари и диктаторы – все боятся конца. Все связывают конец системы с концом для всех. Но ты в это веришь?
Жестко расправляются с мятежами, которые можно истолковать как предзнаменовение. Болотная площадь или Дом Правительства в Минске, Pussy Riot или казахские шахтеры. Английская молодежь или студенты в Чили. Захвати Уолл-Стрит или греческие анархисты. Во всех элиты увидели свой конец.
Право быть гуманным есть лишь тогда, когда есть уверенность в завтрашнем дне.
Откуда эта уверенность возьмется сегодня?
Миллионы людей интересуются темой конца света в 2012г. Тысячи сайтов и сообществ. Миллионы людей ждут конца света. Хотят покончить со своим образом жизни, хотя выйти из порочного круга подчинения-потребления. Дикарь уже открыл глаза и скоро окончательно проснется. Эти десятки, сотни миллионов с виду спокойных жителей Земли ждут разрушений и войн, катастроф и новой жизни. Ждут жизни, в которой они не будут безликой частью механизма, в которой они будут что-то решать. Ждут с надеждой, в которой стыдно признаться даже самому себе.
Разве не пришло время сделать пророчество явью? Время великого перелома. Но тебе ведь мало еще одной кровавой революции и очередного железного порядка? Тебе нужен совершенно другой мир. Поэтому нужен окончательный армагеддон. После которого нет нужды в конце света.
Необходимо уйти от маргинальных субкультур, уйти от борьбы с другими маргинальными субкультурами. Социальная вражда, классовый конфликт – это зерно прорастет в революцию, если его удобрять и поливать. Необходимо разбудить варвара в самых низах и показать общность интересов всех обездоленных. Необходим конфликт и прямое действие. Люди должны отказываться, а не требовать поблажек и покровительства, если они хотят прав и свобод. Это наш посыл. Лучше бунт, чем митинг. Лучше прямое действие, чем флэш-моб. Лучше забастовка, чем петиция. Но когда дикарь проснется… тогда объяснять и останавливать тех, для кого революция это лестница наверх. И самое главное – никогда не ждать пощады. Гуманным могут быть лишь победители, но нужна ли жизнь после их победы? Мне нет.
Александр Францкевич.
Санёк нормально валит, знает толк в анархистской борьбе. Мне понравилось.