Ситуация в сотрясаемой кризисом Греции продолжает обостряться. Повседневным делом стали расистские нападения на мигрантов. Неофашисты на подъеме, а греческое правительство приказывает полиции захватывать либертарные центры и сквоты. О положении рассказывает активист FAU, журналист-фрилансер и переводчик с греческого Ральф Драйс. (Ральф уже много лет пишет в газете “Грасвурцельреволюцион” статьи о Греции. В 1996-2001 гг. он участвовал в анархистском движении в Салониках и с тех пор жтвет то в Германии, то в Греции).
После жестоких расистских репрессий против мигрантов под циничным названием “Ксениос Зеус” (“Гостеприимный Зевс”), с масссовыми арестами, пытками и многотысячами высылками из страны с лета 2012 года, правительство, состоящее из консервативной “Новой Демократии”, социал-демократической ПАСОК и “левым” фиговым листком в виде партии “Демократических левых” перешло теперь в генеральное наступление на анархистское движение.
Осенью премьер-министр Антонис Самарас объявил о предстоящем “очищении” примерно 50 парков, помещений и домов, занятых социальными активистами. Он назвал их “центрами беззакония” и обещал покончить с ними до начала 2013 года. Цель состоит в разгроме социальных центров, сквотов, центров встреч, свободных радиостанций, типографий, афинской “Индимедии” – иными словами, инфраструктуры анархистского движения, самой сопротивляющейся части населения.
Беззаконные: репрессии и сопротивление
Утром 20 декабря 2012 года полицейские силы атаковали “Виллу Амалия” в Афинах под предлогом “анонимного сигнала” о торговле наркотиками. Этот захваченый дом (сквот) существует уже 22 года. Хотя там не нашли ни наркотиков, ни больших сумм денег, из дома были изгнаны все обитатели, и с тех пор он сутки напролет охраняется сильными нарядами полиции.
Буржуазная пресса с готовностью подхватила и принялась распространять полицейскую ложь о “гнезде терроризма”. Пустые пивные бутылки в кафе дома и топливо для печи стали самими убедительными доказательствами “демократов”. Поскольку тексты нередко обладают куда более взрывной силой, чем бомбы, типография “Виллы” была конфискована.
Более чем в 30 греческих городах и селах прошли демонстрации и митинги солидарности. На рассвете 22 декабря фашисты напали на существующий с 2009 года социальный центр “Ксанаду” в небольшом городке Ксанти в Северной Греции. Поджог нанес большой материальный ущерб, но центр восстанавливается.
23-24 декабря 2012 года: Множество акций солидарности. Облик афинской ратуши украшен “бомбами с краской”.
28 декабря силы репрессий появляются перед афинским факультетом экономики АСОЕЕ. Поводом опять служит “анонимный закон” насчет торговли нелегальным товаром. 16 уличных торговцев, бежавших на территорию университета, арестованы.
Полиция вторгается в самоуправляющиеся пространства политических групп в университете, который пустует в дни праздников, и конфискуют оборудование анархистского радио “Радио 98fm”, ведущего оттуда передачи уже на протяжении 10 лет.
Ответом служат демонстрации, митинги, расклейка плакатов и нанесение графити во многих греческих городах. Выбиты стекла в партийных бюро “Новой демократии” и ПАСОК, в афинском квартале Сеполия подожжен государственный гражданский центр, а в ночь на 30 декабря подожжено здание суда в квартале Халандри.
В новогоднюю ночь 1500 человек провели демонстрацию у афинской тюрьмы Коридаллос. Новый год начался с демонстраций, митингов, акций солидарности в Греции и различных европейских странах.
Фашистская партия “Золотая заря” требует в парламенте “очищения” захваченного дома Скараманга.
9 января в 7 часов утра около 100 человек застали врасплох полицейские посты вокруг “Виллы”. Повторный захват здания увенчался успехом. Крупные полицейские силы немедленно оцепили квартал, над центром города кружат полицейские вертолеты, внутрь дома пускают слезоточивый газ. в 9.30 на штурм идут т.н. антитеррористические подразделения. 93 товарища арестованы.
В квартале Метаксургио около 40 участников акции солидарности захватывают партийный центр “Демократических левых”, из изгоняют после телефонного доноса. В 15.00 замаскированные “антитеррористы” выбивают двери существующего с 2009 года сквота Скараманга и идут на штурм здания. 7 находящихся в нем людей арестованы.
С полицейской оккупацией домов “Вилла Амалия” и Скараманга потеряны единственые места в этом районе города по соседству с нацистским оплотом Агиос-Пантелеймон, где беженцы могли найти убежище и защиту. Вокруг этих домов во время расистских погромов постоянно происходили столкновения анархистов и антирасистов с нацистскими бандами и полицией.
Из-за непрекращающихся акций солидарности городские власти Афин устраивают пресс-конференцию. Мэр города Каминис заявляет, что в здании бывшей школы “Вилла Амалиас” снова будет открыта школа.
Чтобы оценить масштабы этой лжи, стоит напомнить, что до занятия его сквотерами в 1990 году это бывшее здание школы пустовало более 20 лет, а из-за капиталистической диктатуры экономии с 2011 года в Греции было закрыто около 1300 школ.
В 19.00 формируется колонна протестующих демонстрантов, направляющаяся к полицейской тюрьме. В ту же ночь проходят демонстрации во многих городах. В Салониках полиция нападает на демонстрантов с дубинками и шоковыми гранатами. В Ираклионе и Янине демонстранты забрасывают ратуши камнями и пакетами с краской. В афинском районе Экзархия происходят столкновения.
10-11 января 2013 года анархисты захватывают радиостанции в Ксанти, Салониках, Афинах, Арте, Хании, Превезе, Патрах, Халкиде, Агринио и телевизионную станцию в Митилини, чтобы противопоставить свою точку зрению государственой пропаганде и кампании травли со стороны буржуазных СМИ. В Афинах полиция пытается арестовать 50 участников акции, но этому препятствует солидарность со стороны журналистов радио.
Накануне ночью в результате поджога домов 5 самых злостных клеветников из числа тележурналистов был нанесен значительный материальный ущерб. Мишенью стали глава полугосударственного информагентства АНА Антонис Скиллакос, ведущие государственного телеканала НЕТ, частных каналов “Мега” и “Альфа”.
Левая афинская ежедневная газета “Эфимерида тон Синтактон” так комментировалиа эти нападения: “Произвол работодателей (увольнения, сокращения, отмена колективных договоров) вызвал сильные потрясения не только во всей трудовой сфере, но и в профессиональной этике журналистов, которые, чтобы не потерять свою работу, без малейших возражений готовы предать достижения многих лет. Они воздерживаются от того, чтобы задавать вопросы, расследовать, вскрывать что-либо и защищать тех, у кого слабый голос – они становятся рупором своих работодателей. Так они сознательно или неосознанно служат переплетению интересов своих шефов с людьми власти из числа крупных предпринимателей”.
Во многих городах происходят нападения на банки, государственные учреждения и партийные бюро “Новой демократии” и ПАСОК. Факультет экономики АСОЕЕ захвачен студентами.
12 января 2013 года происходят крупные демонстрации и митинги во многих городах: 12 тысяч человек выходят на улицы Афин, 2000 – в Салониках, 1500 – в Лариссе, 1000 в Патрах, сотни человек – в Ираклионе, Ретимноне, Хании, Янине. В афинском квартале Виронас вечером воздвигнуты пылающие баррикады.
Клочья летают и в парламенте. Правительственные партии “Новая демократия”, ПАСОК, “Демократические левые”, а также нацисты из “Золотой зари” обвиняют “Альянс радикальных левых” (“Сириза”) в том, что тот “недостаточно отмежевался от насилия” и “сотрудничает с террористами”. Представители “Сириза” заявляют в ответ, что подобная “риторика в стиле хунты” и оккупация занятых домов призваны отвлечь внимание от “катиастрофической политики, направленной против населения”.
Значительная часть прорежимной прессы подогревают взрывные настроения, рассуждая о сценариях гражданской войны и буквально впадают в истерику, когда в ночь на 14 января из автомата Калашникова обстреливаются пустые в этот час помещения штаб-квартиры “Новой демократии”. Анархисты на афигнской “Индимедии” в большинстве своем предполагают, что акт был совершен прогосударственными элементами, чтобы нагнетать атмосферу страха после впечатляющих массовых демонстраций. Социальные исследователи Мария Логофети и Никос Сузас анализируют обострившуюся ситуацию так (“Эфимерида тон Синтактон”, 14 января): “На Вилла Амалиас и в других захваченных домах Греции политический контр-проект превращается в реальность: цель нового общества приобретает там форму здесь и сейчас (…)
Вилла Амалиас вносит большой вклад в распространение в греческом обществе идеи самоорганизации и самоуправления, модели принятия решений на открытых собраниях, прямой демократии. Покинутая государством как авторитарная школа, захваченая Вилла Амалиас превратилась в другую, либертарную школу, возможно даже, в самое публичное и открытое здание во всем городе (…) Можно сказать, что враждебный и репрессивный подход власть имущих объясняется именно тем фактом, что занятые дома посягают на самую сердцевину их политики (…) Атака на занятые дома связана и с войной на этом уровне. Создание этой инфраструктуры, жизненно важной для повседневной работы движения, стоило больших усилий. Поэтому значение этих домов для движения огромно, и их оборона естественна”.
В ночь на 15 января 2013 года были совершены нападения на партийные бюро “Новой демократии” и ПАСОК, банки, концерны и государствннные учреждения.
15 января полицейские коммандос произвели зачистку старейшего (с 1988 г.) захваченного афинского дома “Лела Караяннис” и арестовали 14 находившихся там людей. Вокруг дома собрались 200-300 жителей района и активистов. В 15.00 дом был захвачен ими вновь…
В Берлине солидарно настроенные люди захватили здание греческого посольства…
О тех, кто верен закону
Треть всех греков, почти три с половиной миллиона человек, не имеет денег на нормальное питание, лекарства, оплату счетов, отпление и отпуск. Их имена не называются. Разве что они совершают самоубийство и тогда по крайней мере на один день утрачивают свою незначительность и становятся темой обсуждения в тех самых СМИ, которые день от дня разглагольствуют о безальтернативности политики правительства. СМИ находятся во владении олигархии, которая десятилетиями определяет судьбы страны: эти имена известны.
Это такие лица, как Гиоргос Боболас, чьи концерны не только получили за копейки землю и права на добычу золота в Халкидики или на строительство свалки отходов в Кератее. Этот медиа-магнат старается с помощью своих газет “Та Неа” и “То Вима”, телеканала “Мега” и многочисленых радиостанций дискредитировать сопротивление против проектов и оказать поддержку правительству. Сегодня, когда банки почти не выдают кредитов, его телеканал “Мега” получил кредит в 98 млн. евро.
Или Яннис Алафузос, который всего несколько месяцев назад купил футбольный клуб “Панафинэкос” и является выходцем из традиционной семьи судовладельцев. Весь его клан успешно занимается судоходством, которое, в соответствии с конституционным декретом, освобождено от налогов. Кроме того, Алафузос со своим медиа-концерном контролирует и часть общественного мнения. Телеканал и радио “Скай” и влиятельная газета “Катимерини” каждый день пропагандируют необходимость урезания зарплаты и социальных расходов, сеют ненависть против анархистов и левых или требуют зачистки захваченных домов. К тому же, телевидение “Скай” было первым крупным каналом, который предоставил трибуну “Золотой заре”.
Если верить налоговой декларации, представленной в 2012 г. в финансовое ведомство, то личный доход Алафузоса составляет… 26160,4 евро (цифры здесь и далее взяты у Василиса Асвестопулоса 10 января 2013 г. – www.heise.de).
Еще хуже живется Андреасу Вгенопулосу, совладельцу “Панафинэкоса”. Этот председатель правления инвестиционной компании “Марфин” за весь 2011 год заработал всего-то 18217,41 евро. По крайней мере, так утверждается в его налоговой декларации. Дополнительная “работа”, вроде должности вице-президента “Олимпик эйр”, выполняется Вгенопулосом, очевидно, совершенно безвозмездно. Его банк “Марфин”, зарегистрированный на Кипре, – одно из тех учреждений, которые сейчас надеются на спасительный евро-зонтик для разделенного острова.
Совсем обеднел и несчастный Сократис Коккалис, который владеет предприятиями по производству программного обеспечения, электроники, а также фирмами в сфере организации лотереи и строительства и претендует на включение в список миллиардеров по версии “Форбс”.
Еще в 2010 году, когда он передал свои предприятия детям, он владел футбольным и баскетбольным клубом “Олимпиакос” в Пирее и состоянием, размеры которого оценивались в 200 миллионов. Сейчас он указывает свой годовой доход в 26870,11 евро, то есть принадлежит, бедняга, к самым низам среднего класса. То, что одно только консервативное вложение его состояния приносит проценты, во много раз превышающие названную сумму, не смущает ни финансовое ведомство, ни политиков.
Вероятно, из чистого сочувствия, министр финансов Яннис Стурнарас (“Новая демократия”) открывает свое сердце обнищавшей элите страны и на рождество объявляет об отмене налога на такие предметы роскоши как бассейны, частные самолеты, роскошные автомашины, яхты и виллы. Обоснование: “Повышеные налоги ничего не дают и были лишь чрезвычайно обременительными для преодоления кризиса”.
Ральф Драйс
Перевод: КРАС-М.А.Т.