За обсуждением влияния кризиса на Кипре на Россию наша публика совершенно упустила еще один важнейший связанный с Кипром сюжет. президент Белоруссии Александр Лукашенко был вынужден публично опровергать появившуюся информацию о «зависших» в кипрских Bank of Cyprus и Laiki Bank 3 млрд долларов, подконтрольных ему и его окружению. Об этом сообщил сайт «Хартии-97». СМИ также напрямую связывают с этой ситуацией внезапное увольнение первого зампреда белорусского КГБ Виктора Вегеры, который, как пишут СМИ со ссылкой на источники в окружении Лукашенко, мог организовать утечки информации о замороженных на Кипре деньгах белорусского происхождения.
Вегера противостоял назначению вице-премьером Беларуси известного российского бизнесмена, уроженца Белоруссии Дмитрия Мазепина, подконтрольная которому группа «Уралхим» и является формальным собственником замороженных на Кипре 3 млрд долларов. Надо сказать, что ситуация может оказаться весьма болезненной и для Лукашенко, и для Мазепина.
Можно под новым углом взглянуть на попытки батьки назначить российского бизнесмена вице-премьером белорусского правительства. Эта ситуация уже приобрела скандальный оттенок. В частности, в феврале по этому вопросу к Лукашенко с открытым письмом обратился депутат Госдумы Илья Пономарев, который, в частности, спрашивал у Лукашенко подтверждения информации о том, что Дмитрий Мазепин «получил гражданство Республики Беларусь в рамках специальной процедуры, за особые заслуги перед РБ».
Новая информация о замороженных на Кипре деньгах потенциально может пролить свет на характер «особых заслуг». Информация о том, что Лукашенко использует Кипр как пристанище для капиталов своей семьи, циркулирует уже давно: еще пару лет назад европейские СМИ писали о том, что семья Лукашенко инвестирует выведенные из страны капиталы в покупку недвижимости в Минске через зарегистрированную на Кипре фирму Eastleigh Trading, подконтрольную Лилии Лукашенко, жене старшего сына Александра Лукашенко Виктора. На Кипре давно ведет бизнес близкий к Лукашенко олигарх Владимир Пефтиев, пользующейся репутацией «кошелька» белорусского диктатора, против которого ЕС ввел визовые санкции.
Сейчас СМИ пишут о том, что средства, зависшие на Кипре, пытаются перевести в Латвию, где у подконтрольной Мазепину группы «Уралхим» есть и крупный бизнес (в частности, компания Uralchem Trading SIA, занятая продажей минеральных удобрений через рижский порт), и связи в политической элите.
Скандал с заморозкой кипрских капиталов может грозить более неприятными последствиями и Лукашенко, и Мазепину: попаданием информации о схемах, при помощи которых белорусский диктатор контролирует крупные денежные средства, в руки европейских чиновников, а также придание этим схемам публичной огласки. Роль российского предпринимателя Дмитрия Мазепина в этих схемах еще предстоит прояснить. Но было бы крайне неприятным делом, если бы выяснилось, что капиталами белорусского диктатора управляют российские бизнесмены — у нас самих в России хватает своих коррупционных проблем.