Тысячи человек вышли на улицы Любляны в ходе "пятого всесловенского народного восстания" – первой массовой акции протеста после прихода к власти "левого правительства". "Власть – народу" и "К черту Тройку, а не народ", – было написано на транспарантах.
"Я пришел сюда, потому что считаю, что мы должны гнать прочь всех, кто занимал политические посты на протяжении пследних 20 лет, – говорит участник демонстрации, 51-летний электроинженер Дамиян Сенчар. – Политическая элита вся коррумпирована. Я боюсь, что дела апойдут еще хуже, если придет Тройка (МВФ, ЕС и Европейский центробанк, – перевод.). Но я надеюсь, что этого удастся избежать".
Новое "левое" правительство намеревается поднять налоги и еще больше урезать зарплаты в госсекторе, чтобы сократить дефицит бюджета, который составил 6,4% в 2011 и 4% в 2012 году (http://www.reuters.com/article/2013/04/27/us-slovenia-protest-idUSBRE93Q…)
5-е всесловенское народное восстание началось, как и было запланировано, на площади Конгресса в 11 часов. Сотни людей пришли с флагами с изображением сжатого кулака и транспарантами с надписями "Еще одно гнилое правительство, народ голодает", "Власть – народу" и "Каждое государство страна имеет мафию, у нас мафия имеет государство". В ходе предыдущих восстаний звучали, в основном, призывы к отставке правительства, на сей же раз большинство надписей были направлены против капитализма и неолиберализма, против режима в целом. (…) На 27 апреля было намечено 2 сбора – один был организован "Всесловенским народным восстанием" (ВНВ), другой – в 15.00 другими группами.
За день до восстания, активисты ВНВ вывесили два транспаранта: один у туннеля на карловской дороге, второй у Литийской дороги, напротив парка Коделево. Первый призывал людей принять участие в восстании, второй – к отставке мэра Любляны Янковича. Организаторы 5-го восстания сознательно выбрали для его проведения День сопротивления против оккупантов (…)
На место сбора прибыл хор Пинко Томажича, встреченый громкими аплодисментами. Этот "партизанский певческий хор" исполнил песни "Эй, бригада", "Вперед" и "Белла чао". Среди протестующих появился известный историк Йозе Пиревич. Представитель ВНВ Урош Лубей заявил, что удовлетворен участием в восстании. "Учитывая то, что скептицизм был велик, я опасался, что на площадь придут только те, кто был активен самые последние месяцы. Но вижу, что пришло много людей, и настрой хороший, позитивный". По его словам, протест медленно развивается. "Это не может быть 20 тысяч человек, по крайней мере, пока правительство не продемонстрировало реальные шаги. Тем не менее, невозможно, чтобы гражданское общество остановилось в этой точке, раз уж оно так мощно пошло вперед".
Большинство собравшихся решили пройти маршем по центру столицы. От площади Конгресса они двинулись к ратуше, где потребовали отставки мэра Янковича. У ратуши они принялись громко свистеть, скандировать лозунги и зачитали требования. Среди них – проведение выборов не позднее чем через 6 месяцев, принятие экстренных мер против системной коррупции и кумовства, включая укрепление Комиссии по предупреждению коррупции, усиление контроля над активами чиновников за рубежом, изменение законодательства о финансировании партий, прозрачность в использовании государственных средств и замещении должностей на всех уровнях, чистку коррумпированных политиков, чиновников, судей и т.д. (…), а также использование механизмов прямой демократии для удаления нарушающих этику чиновников (все это, разумеется, до крайности наивно, – перевод.). Одним из главных требований 5-го восстания была альтернатива неолиберальным мерам и отмена разрушительной политики жестких мер, принимаемых под диктат Еврооюза и способствующих росту нищеты и ухудшению здоровья населения, системы образования и культуры. Вместо быстрой приватизации необходимо ответственое управление предприятиями, заявили протестующие.
Протестующих на марше сопровождали сотрудники полиции, который, как и в ходе предыдущих восстаний, охраняли район вокруг парламента. Полиция подтвердила, что не было никаких инцидентов или нарушений. (…)
(К сожалению, многие из выступавших говорили о необходимости создания новой партии, участии в выборах и т.д. Если движение пойдет по этому пути, оно быстро интегрируется в ту самую систему, против которой – пусть даже наивно – пытается выступать, – перевод.)
Еще одна группа протестующих около 15 часов собралась у здания парламента на площади Республики, наполовину окруженной полицией. Часть народу двинулась маршем по центру Любляны, делая упор на проблему жилья. Примерно 150 человек остались на площади Республики, распевая повстанческие песни. Группа демонстрантов поожгла картонки с названиями политических партий и транспарант, на котором было написано, что корень всего зла – в евро. После прихода протестующих полиция укрепила заграждения и перекрыла проход кк парламенту по Шубичевой улице. Другая часть протестующих продолжила марш по столице, в частности, мимо Банка Словении и Дворца правосудия. Они выражали протест против капитализма и указывали на наличие пустующих квартир при одновременом обострении проблемы с жильем. Демонстранты скандировали: "Квартиры – право, а не привилегия". Распространялась листовка "Остановить приватизацию общественного пространства" (…), в которой говорилось о том, что "поток приватизации насильно выгоняет людей из пространств".
Затем протестующие заняли бывшее кино "Триглав" в люблянских Мостах (теперь помещение принадлежит церкви). Они заявили, что это прямое занятие пустующего пространства, и вывесили табличку "Наша собственность". Они собирались показать там документальный фильм "Причины гнева" о трех восстаниях, которые произошли за последние 6 лет в Копенгагене, Афинах и Китае. В презентационной листовке говорилось: восстания происходят не только в Словении; за последнее десятилетие в мире их произошло больше, чем в 1960-х годах. "Сегодня дует новый ветер сопротивления. Сквоттеры и уличные художники Копенгагена, студенты и учащиеся Афин, фабричные рабочие Китая. Причины их недовольства различны, но ответы схожи. Из них можно легко сделать вывод о том, что каждый, кто сопротивляется тем, кто управляет нашими жизнями, является частью всемирного восстания против существующей системы ", говорится в листовке.
Целью акции было освобождение пространств, которые заброшены, пришли в упадок и принадлежат власть имущим, сказал один из участников акции Ирфан Беширевич. По его словам, кино "Триглав" было "нашим кино, народа, народным кино, а теперь оно стоит и разрушается", в то время как неформальным и другим движениям не хватает места для встреч. Поэтому решено занять сегодня кино "Триглав" и положить начало "освобождению пространств, в будущем для жилья". "Люди не имеют жилья, обитают на улице, а дома пустуют и приходят в упадок", сказал он. Активист и эксперт по социальным движениям Андрей Павлишич добавил, что всесловенское народное восстание действует разными методами. Было решено пойти на такой шаг, чтобы продемонстрировать, что "возможна такая политика восстания, которая несколько отличается от простого стояния перед парламентом, обращений и взывания к власти…"
"Это акция непосредствнного взятия пространситва в общественое пользование, исходя из наших реальных потребностей и желаний. Эта акция является выражением общего желания общества, чтобы переживаемый нами кризис был разрешен таким образом, чтобы учитывались основные потребности и чаяния людей, а не интересы капитала ", добавил Павлишич. В люблянской полиции объяснили, что здание было открыто, и не было никакого насильственного вторжения, поэтому полиция не вмешивалась. (…)