В начале 1920-х гг. Итальянский синдикальный союз (USI) был профсоюзом, который инициировал наиболее широкие и мощные социальные и трудовые конфликты в стране Освободившись от интервенционистского течения, он стал единственным антимилитаристским профсоюзом, который выступил против Первой мировой войны и подвергся репрессиям, что заставило его уйти в полуподполье. Среди наиболее видных представителей USI было множество анархо-синдикалистов, и сама организация по характеру своему являлась ассамблеарной, самоуправляемой и либертарной.
Активный участник “красного двухлетия” (1919-1920) и захватов фабрик и земли, USI уже в 1920 году подвергся тяжелым репрессиям со стороны власти. В результате различных нападений полиции и королевской гвардии в Эмилии и в других регионах на митинги и собрания рабочих был убит ряд ораторов и активистов Союза. В Болонье весь состав Генерального совета USI был арестован, его членов погрузили в грузовики и отвезли в тюрьму.
С момента формирования первых фашистских групп, их отряды стремились нанести удар по USI, анархистскому движению и наиболее боевой части
пролетариата. Штаб-квартиры профсоюзов поочередно подвергались нападениям с использованием стратегии концентрации отдельных банд вместе на территории, которая подлежала атаке. Засады и покушения били по
наиболее заметным активистам.
USI ответил фашистам ударом на удар и начал сопротивление, которое порой приобретало даже вооруженый характер и предвосхитило развернувшуюся 22 года спустя партизанскую борьбу 1943-1945 гг.
Перед лицом наступления фашистских отрядов, USI организовался на всех уровнях, в т.ч. и в военном отношении, а также радикализировал социальные конфликты. В отличие от всех левых партий и других профсоюзов, которые проявили колебания, USI сделал выбор в пользу прямого действия и сопротивления, и это большая заслуга Союза, увидевшего то, чего другие еще не могли или не хотели видеть.
Стратегия сопротивления USI, неоднократно снова и снова стихийно возникавшая в самой практике самообороны, практикуемой его низовыми организациями, состояла из двух параллельных, но взаимосвязанных линий действия.
Первая – это поощрение создания вооруженной антифашистской милиции “Ардити дель Пополо” (“Народных смельчаков”). Эти формирования были дезавуированы и встретили возражения со стороны других партий и профсоюзов, но, наряду с анархистами и членами USI, в них присутствовали также рядовые коммунисты, социалисты, беспартийные и даже сторонники Корридони и Де Амбриса, которые сделали выбор в пользу антифашизма.
Вторая – это превращение наиболее крупных Палат труда (местных центров, – перевод.) USI в маленькие
крепости, способные сопротивляться, даже в течение длительного времени, нападениям фашистских отрядов и в то же время давать укрытие и защиту антифашистам, которые бежали из районов, уже
подвершихся нападениям фашистов и захваченным ими.
Систематические нападения фашистов охватили весной и летом 1921 года Лигурию, Тоскану и Эмилию. Многие активисты USI были убиты, ранены или арестованы. При втором штурме фашистским отрядами была сожжена Палата труда в Ла-Специи. Безжалостные репрессии обрушили фашисты на USI в Вальдарно. В 1922 году после полицейского фарса фашисты, королевские войска и карабинеры совместно
захватили Палаты труда USI, провели аресты и вынудили многих активистов отправиться в изгнание.
После неоднократных нападений и, несмотря на часто героическое сопротивление, в конце концов, во многих случаях были захвачены или уничтожены Палаты труда USI в Милане (где также размещался национальный секретариат Союза, здание сожжено), Брешии, Кремоне, Мантуи, Судзаре, Варезе, Виченце, Роверето, Савоне, Ареццо, Андрии, Сериньоле, Бари, Минервино-Мурдже, Таранто, Фано, Флоренции, Лукке и многих других городах.
В Имоле товарищи из USI оказали сопротивление агрессии и нападениям. Активистов союза убивали, но и фашисты гибли в столкновениях.
Несмотря фашистское наступление на город и убийства наших товарищей, долго оказывала сопротивление Палата труда USI Ливорно, которую охраняло множество вооруженных рабочих. Сопротивлялась и Палата труда Модены, пока она не пала под ударами безжалостных фашистских репрессий.
В Парме USI стал одним из главных действующих лиц победоносной вооруженной борьбы в 1922 году против фашистских отрядов, которые собрали большие силы, чтобы сломить сопротивление города и разгромить вооруженный народ. Только позднее реакции удалось взять верх, и помещение Союза было разрушено.
В Риме USI и “Ардити дель Пополо” сумели долгое время оказывать сопротивление, отвечая фашистам ударом на удар, пока не были разгромлены после “марша на Рим” и государственного переворота.
Фашистами были сожжены Палата труда Болоньи и помещение группы туринского союза. Активист USI Пробо Мари был сброшен в реку По со связанными за спиной руками, но все же сумел вырваться на свободу.
Но наиболее значительное сопротивление развернулось вокруг Палат труда в Пьомбино и Сестри-Потенте.
В лигурийской цитадели фашисты, захватив помещения рабочих организаций близлежащих городов, пытались в июле 1922 года штурмовать оплот USI, который два года подряд выдерживал атаки фашистских отрядов. На заключительном этапе осады горстка вооруженных активистов USI противостояла в несколько раз более многочисленным фашистским формированиям. Хотя Палата теперь пылала, товарищам удалось отбить ее. Ее несколько раз захватывали у пролетариата, и рабочие всякий раз восстанавливали ее, пока она не была окончательно уничтожена присланными превосходящими силами и королевскими войсками.
В Пьомбино USI организовало сопротивление, которое в течение нескольких месяцев одерживало победы, не давая чернорубашечникам занять эту рабочую цитадель. Палата труда превратилась в настоящую крепость, действуя вместе с батальоном “Ардити дель Пополо”, в рядах которого состояло много анархистов и членов USI. Различные попытки фашистов войти в Пьомбино были отбиты, а рабочие из USI и “ардити” даже перешли в контратаку, на несколько дней взяв под свой контроль весь город. Были захвачены наиболее известные фашисты, а пришедшая им на помощь королевская гвардия была разбита и сложила оружие. Новое наступление фашистов и королевской гвардии привело к массовым облавам, но атака захлебнулась перед Палатой труда, где активисты USI перегруппировались и разогнали чернорубашечников, которых едва спасли королевские войска. В апреле 1922 года рабочие USI и “смельчаки” вновь разгромили фашистов, которые пытались занять Пьомбино. Новое ужасное нападение произошло 12 июня, город был захвачен фашистами, но Палата труда USI по-прежнему сопротивлялась. Чтобы ее занять, понадобились сотни атак и полтора дня непрерывных боев, вызвавших многочисленные жертвы.
Одним из последних центров USI, который продолжал сопротивляться дольше других, был боевой профсоюз шахтеров Иглесиаса.
18 ноября 1923 года главный орган USI, газета “Классовая война”, была закрытавластями. В 1924 году USI еще продолжает работать в полуподполье (проводя, однако, значительные забастовки и пытаясь восстановить профсоюзы), пока 7 января 1925 года префект провинции Милан не выпустил декрет об официальном роспуске Союза на всей территории страны. 2 года спустя самораспустилась Всеобщая конфедерация труда Италии.
Непримиримость USI была хорошо известна тому же Муссолини, который в 1920 году, комментируя повстанческий проект сторонников Д’Аннунцио, вынужден был признать: “Поэтому нам необходимо сделать все возможное, чтобы молниеносный марш на Рим не был осложнен всеобщей забастовкой… Теперь, чтобы избежать всеобщей забастовки или аналогичных массовых движений и не быть вынужденными их подавлять, необходимо если не убедить лидеров, то разделить их: чтобы дезориентировать те же массы.
На Итальянский синдикальный союз рассчитывать нельзя, но можно, до определенного момента, расчитывать на Всеобщую конфедерацию труда”.
Несмотря на подполье, USI продолжал работать как через профсоюзные ячейки на предприятиях и по месту жительства, так и создавая организационную сеть за рубежом. В сентябре 1923 года в Париже были созданы секретариат и эмигрантский комитет USI. Несмотря на фашистские репрессии, USI организовал в апреле 1925 года конференцию лигурийских металлургов и конференцию профсоюзов Апулии. В ответ на роспуск,
введенный фашизмом, USI сумел провести важную подпольную национальную конференцию в Генуе 28 и 29 июня 1925 года с участием делегаций со всей Италии и отраслевых профсоюзов.
В первые же годы фашистской диктатуры более 30 тысяч членов USI были вынуждены эмигрировать в различные страны мира. Многим другим пришлось
отправиться во “внутреннюю эмиграцию”, оставив свой дом, чтобы избежать фашистских репрессий, и укрыться в других местах Аппенинского полуострова. 35 трудящихся из USI были приговорены муссолиниевским судом к пожизненному заключению.
Подпольная сеть профсоюза в Италии с достаточно эффективной структурой работала до 1934 года, когда по ней был нанесен тяжелый удар из-за подробного отчета о подпольной структуре, который попал в руки тайной полиции OVRA.
В 1936 году анархо-синдикалисты из USI героически сражались в Испании плчем к плечу с CNT-AIT против Франко и фашизма, который его поддерживал. Итальянцы из USI, находившиеся в изгнании во Франции, активно участвовали во французском Сопротивлении сороковых годов, когда страна была захвачена нацистами. Наконец, мы находим активистов USI и анархо-синдикалистскую рабочую молодежь в итальянском Сопротивлении и либертарных партизанских бригадах.
Джанфранко Каррери