В понедельник в США начался судебный процесс по делу рядового Брэдли Мэннинга. Ему грозит пожизненное заключение за передачу сотен тысяч документов Пентагона и Госдепа для публикации на сайте WikiLeaks . Это стало самой масштабной утечкой засекреченной информации в новейшей истории. Заседания суда проходят на закрытой военной базе Форт-Мид, поэтому о ходе судебного разбирательства известно не так много.
Мэннинга будут судить по 20 эпизодам уголовного дела. Самые серьезные из пунктов обвинения — это помощь врагу и шпионаж. За годы службы военным аналитиком в рядах армии США он передал сотрудникам WikiLeaks 250 тысяч копий депеш, 500 тысяч военных докладов и другие секретные материалы. Обвиняемому грозит пожизненное заключение.
Прокуратура считает, что передача этих данных помогла врагам США, и якобы выложенные в интернет доклады читал сам экс-террорист номер один – Усама бен Ладен. На самом деле достаточно очевидно, что Мэннинга судят за то, что он показал всему миру грязное белье американской дипломатии. Из опубликованных им отчетов видно, что силы НАТО убивают сотни мирных жителей и информация об этом не становится достоянием общественности. Одним из самых шокирующих документов стало опубликованное видео обстрела иракцев двумя вертолётами армии США, в результате которого погибли, по разным источникам, от 12 до более чем 18 человек (в том числе два журналиста Reuters), многие из которых не имели отношения к повстанческим группировкам. По официальной версии вертолёты атаковали вражеские силы, а журналисты, возможно, были убиты повстанцами. Reuters потребовал вернуть ему конфискованные армией камеры убитых, и через Закон о свободе информации пытался получить доступ к камерам вертолётов; в последнем было отказано. Вскоре армия США привела выдержки из закрытого отчёта, из которых следовало, что американцы применили силу в рамках правил, а журналисты стали её случайными жертвами. И все было бы шито-крыто, если бы не Мэннинг и Wikileaks. Теперь Мэннинга судят за шпионаж, а основатель Wikileaks Джулиан Ассанж вот уже почти год скрывается в посольстве Эквадора в Лондоне, опасаясь, что его выдача Швеции, в которой Ассанжа обвиняют в сексуальных домогательствах, является лишь прикрытием для мести со стороны США. Не лишним будет упомянуть, что Мэннинга выдал журналист и бывший хакер Адриан Ламо, которому Мэннинг рассказал о своем сотрудничестве с Wikileaks в доверительной беседе. Имя антигероя этой истории также не должно быть забыто, и пусть это будет еще одним напоминанием тем, кто любит потрепаться о своих подвигах.
Кроме преследования со стороны ЦРУ, в атаку на Wikileaks подключились и некоторые корпорации. Так PayPal MasterCard и Visa заблокировали все платежи в адрес сайта, который содержался за счет частных пожертвований, Facebook и Twitter блокировали аккаунты сторонников Ассанжа, швейцарский банк PostFinance заморозил счета Ассанжа, а интернет-магазина Amazon.com выселили Wikileaks со своих серверов. Разумеется, в подавляющем большинстве этих случаев корпорации не признавали давления со стороны госструктур, а оправдывались какими-то липовыми отмазками, как например Visa заявила, что WikiLeaks изучается юристами на предмет возможных нарушений правил Visa. Правда «изучать» стали уже после блокировки платежей. Государство в тесной связке с послушными, хотя якобы независимыми, корпорациями пытались сделать все возможное, чтобы Wikileaks перестал существовать и мешать тайной дипломатии заниматься своими делами вдали от посторонних (то бишь наших с вами) глаз. Кстати, интересно отметить тот факт, что большевики, только захватив власть в октябре 1917 г., первым делом рассекретили все тайные сговоры и переговоры тогдашней дипломатии, чем вызвали немалый батхерт у мирового сообщества.
Конечно, сам факт наличий каких-то гос. секретов не является ни чем-то новым, ни удивительным, как и то, что государство всеми силами будет защищать свои секреты, не заботясь о таком формальном праве, как свобода слова и права человека. Но скрывая свои секреты, государство страсть как хочет знать как можно больше о своих подданных. Например, совсем недавно стало известно, что Агентство национальной безопасности и ФБР имеют доступ к центральным серверам девяти ведущих интернет-компаний США, что позволяет им получать аудио и видео-чаты, фотографии, электронные письма, документы, пароли любого пользователя в сети. С помощью программы под кодовым названием PRISM, спецслужбы имеют доступ к серверам Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, PalTalk, AOL, Skype, YouTube и Apple. Программа перехватывает зарубежный трафик, который проходит через серверы США, даже при отправке письма – например, из Москвы в Тбилиси.
Первым партнером секретной программы стал Microsoft. Это произошло 11 сентября 2007 года. Yahoo присоединился 12 марта 2008 года; Google 14 января 2009; Facebook 3 июня того же года. 6 февраля 2011 с PRISM начал сотрудничать Skype. Позже всех к PRISM присоединилась компания Apple – октябрь 2012 года.
Интересна реакция спецслужб на появление этой информации. Директор национальной разведки США Джеймс Клэппер подтвердил, что программа PRISM действительно существует, но СМИ в своих публикациях о ней допустили «многочисленные неточности». Он подчеркнул, что программа действует только в отношении людей, «которые не являются гражданами США и находятся за пределами страны» (выделено нами – РД). Т.е. спецслужбы США не видят ничего зазорного в том, что бы следить за гражданами других государств (на них же Конституция США не распространяется), и рассчитывают, что это может успокоить общественное мнение в самой Америке. Хотя на самом деле слежка за гражданами США ведется полным ходом. Агентство национальной безопасности (АНБ) США имеет доступ к звонкам одной из крупнейших американских телекоммуникационных компаний Verizon, а в мае этого года стало известно, что Минюст США тайно собирал данные о телефонных звонках корреспондентов Associated Press и электронную почту Джеймса Розена, шефа бюро телекомпании Fox в столице США. Это не говоря уж о беспилотниках, которые власти все активней используют для «безопасности граждан» (разумеется, все меры по упрощению слежки и наступлению на и без того куцые права подаются власть имущими как забота о безопасности и борьба с терроризмом, думается, это ни для кого не является секретом) .
Не забывают о безопасности собственных подданных и спецслужбы Великобритании. Недавнее убийство в Лондоне активизировало действия полиции в социальных сетях. Согласно данным, полученным каналом RT, в Великобритании участились случаи уголовного преследования по закону о средствах связи 2003 года. Людей задерживают на основании телефонных разговоров, электронной переписки и сообщений в социальных сетях.
Российское ФСБ пошло еще дальше и предложило вовсе запретить анонимайзеры, а заодно «более активно и наступательно действовать в глобальной сети».
Не отстают от мировых тенденций и белорусские власти. Мы уже писали и про биометрические паспорта, для получения которых нужно сдать отпечатки пальцев, и про административную ответственность за распространение в Интернете информации о приготовлении взрывчатых веществ. Но белорусское государство на достигнутом не останавливается и пошло даже дальше своих коллег. Согласно новому постановлению Совета Министров, замену окон, ламината, входных дверей и даже розеток теперь требуется согласовывать. Родинка суют свой длинный нос не только в телефоны и компьютеры граждан, но и в квартиру, не забывая про туалет и ванну. «Откуда у гражданина появилась лишняя копейка на перенос розеток или полотенцесушителя? А ну как неучтенный доход какой-то имеется», потирает потные ладошки налоговый инспектор. «А может он тайник какой-то строит», отстукивает дубинкой мент. «Сегодня они пол меняют, а завтра захотят и президента поменять», чешет лысину гэбист. Нет уж, надо чтобы везде порядок был, пусть бумажки нужные насобирают, отстоят очереди в ЖЭСах, подождут очереди на прием в исполкомах, обратятся к специалистам агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, а после этого составят акт приемки в эксплуатацию. И вот только тогда розетка сможет занять свое законное место там, где удобно жильцу.
Государство словно вампир, высасывает все что можно и нельзя у людей, но своего никому не отдает. Причем чем наглей и беспардонней государство вторгается в частную жизнь граждан, тем яростней защищает свои махинации и преступления. Крайне важно сейчас не дать этому тоталитарному монстру поглотить одно из немногих оставшихся свободных пространств – интернет, контроль за которым будет возрастать по мере активизации протестных настроений и «твитерных революций» (это, кстати, касается и борьбы за свободное распространение информации и против копирайта, который также служит формальным поводом поставить интернет под полный контроль). И, конечно, очень важно использовать все имеющиеся возможности, чтобы помочь тем, кто боролся за правду, тем, кто вытаскивал на свет то, что власти хотели бы поглубже запрятать. Надо понимать, что борьба за свободное пространство и разоблачение гос. секретов это собственно звенья одной цепи, потому что если не будет первого, то и гос. секреты просто никто не опубликует, а если не будет разоблачений, то интернет превратится в стерильное место с порнухой, котиками и личными записями.
Мы не признаем за государством никаких прав на тайны и секреты. Все, что они пытаются скрыть касается каждого из нас и за всеми этими секретами скрывается кровь, ложь, воровство или еще какая-то мерзость. И точно также мы не признаем никакого права на вмешательство в личную жизнь, слежку, прослушивание и т.п. Цель всего этого не борьба с терроризмом и наша безопасность, а борьба с инакомыслием и безопасность власть имущих. А потому свободу Брэдли Мэннингу и пусть все тайное станет явным!
РД