КИСА, ГОНИТЕ СТУЛЬЯ
Вокруг ситуации на валютном рынке страны разгорается информационная война, и власть эту войну проигрывает, поскольку вынуждена проводить плавную девальвацию рубля. Население видит, что национальная валюта медленно, но верно обесценивается, и продолжает затариваться валютой иностранной.
«Прошлую девальвацию я не застал – сидел в лагере. Но отчасти она и нас тогда затронула: согласно ограничению для нарушающих режимные требования, мы могли купить что-то в магазине только на Br35 тыс. Когда цены резко прыгнули вверх, на эти деньги люди могли купить только по 5 пачек сигарет.
Конечно, можно разыграть целый спектакль: повышать цены постепенно, а потом сделать резкий скачок вверх. Если у кого-то нет памяти, что как стоило три месяца или год назад, то на него это не повлияет. Но когда я освободился в 2013г., я хорошо помнил цены 2010г. – новые цены на самые заурядные бытовые предметы для меня стали настоящим шоком, это были какие-то номера телефонов…
И все равно мне кажется дикостью, что люди бегали в какие-то обменники – ни сейчас, ни тогда я бы так не делал. Для меня не имеет особого значения, девальвация будет постепенной или резкой – какую-то часть своих доходов я все равно потеряю».
СОРВАЛОСЬ…
Посещая «Минск-Белтаможсервис-2» Александр Лукашенко, не сдержавшись, мягко намекнул свои подчиненным о том, что их ждет, если они не предпримут надлежащих мер и снова расстроят президента. «Была принята программа. Будет то, что с деревообработкой, – предупредил он. – Я вам просто отвинчу голову, положу под мышку, и пойдете, если сможете. Я вам не прощу. Это бешеные деньги».
«Я пробыл три года в лагере и мне кажется, что эта риторика похожа на риторику среднестатистического смотрящего за зоной. Последний тоже постоянно грозится открутить голову всякому, кто не будет выполнять его распоряжения. В этом отношении Александр Григорьевич вполне мог бы «канать», развиваться».
ЗАШТОПАЛИ ДЫРУ
На прошлой неделе депутаты 5-го созыва Палаты представителей рассмотрели поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) и залатали дыры в озоновом слое Земли.
«Та роль, которую в Беларуси выполняют депутаты ПП НС, как раз и предполагает обсуждение проблемы озонового слоя, поправок в Красную книгу, переселения на Марс и т.д. Для них эти темы по-настоящему актуальны – имеющаяся у них зона полномочий позволяет им обсуждать только это. Я желаю им только удачи на этом поприще – проблема здесь, безусловно, есть и хорошо, что хоть кто-то этим интересуется. Тем более, что депутаты – как раз настолько важные люди, которым можно доверить обсуждение проблемы озонового слоя».
«ПЕРЕД АКЦИЕЙ Я НАТОЧИЛ ГВОЗДЬ ПООСТРЕЕ»
10 ноября российский художник-акционист Петр Павленский в рамках перформанса «Фиксация» гвоздем прибил свою мошонку к каменной брусчатке у московского Кремля. Ранее акционист уже зашивал себе рот в поддержку Pussy Riot и обматывался колючей проволокой у здания Законодательного собрания Санкт-Петербурга. С Петром Павленским корреспондент «БелГазеты» поговорил о длине строительных гвоздей, весе кувалды и общей последовательности процедуры самоприбивания человека к Красной площади.
«Я читал об этой истории… Мне кажется, в России политический процесс постепенно сходит с ума – очевидно, Россия сегодня переживает что-то подобное, что раньше происходило в Беларуси, а сейчас уже находится в своей кульминации. В России начинают закручивать гайки – и какая-то часть людей выбирает такую форму протеста. Ну, флаг ему в руки – или мошонку, не знаю. Я не знаю, почему на него обратили такое внимание и завели уголовное дело- у меня, например, прибитие им мошонки к асфальту никаких ассоциаций с полицией или органами госуправления. Видимо, глубокий символизм задел тонкие фибры души чинов полицейских управлений».
СМЕНИВ БАТУРУ НА ШАПИРО
После визита на ОАО «Борисовдрев» 8 ноября президент, надо полагать, заподозрил неладное: получается, не только модернизация пошла прахом и древесной стружкой, не только белорусское экономическое чудо чем дальше, тем чудесатее. Провал модернизационных программ – это невыполнение поручений высшего должностного лица, системный сбой исполнительной вертикали.
«Беларусь просто загоняет себя в свои же маленькие анклавы идеального государства, расположенные у нас в лагерях: в ИК тоже уволиться нельзя, там можно либо работать, либо страдать в изоляторе. Тем более, там существует категория граждан, работающих по декрету и платящих алименты: зарплату они практически не получают, работают за Br100-200 тыс. в месяц. Так можно спасти республику только от того, чтобы здесь не остались одни чиновники и люди, ушедшие в алкогольный угар.
Очевидно, если такие меры предпринимаются, то только потому, что у нас очень многие уезжают. До 30% моих знакомых из Новополоцка, работавших в нефтеперерабатывающей промышленности, на «Нафтане», уже уехали в Россию. Здесь они получали в районе $1 тыс., но в России им предлагают больше – около $2-3 тыс. Уезжали на постоянную работу целыми бригадами… Остаются работники низкой квалификации, которыми россияне не заинтересовались».
ТАК ИМ И НАДО
Вступивший 24 октября в силу закон об ужесточении санкций в отношении водителей, повторно в течение года севших за руль в состоянии алкогольного опьянения, начал обрастать прикладным материалом. 13 ноября суд Первомайского района столицы вынес первое решение о конфискации автомобиля у водителя, который в октябре этого года дважды управлял транспортным средством в нетрезвом состоянии.
«В лагере со мной сидел человек, который получил 3,5 года за то, что трижды садился пьяным за руль. Он никого никогда не сбивал – ездил по деревенской дороге, где его всякий раз ловил один и тот же участковый. Первый раз у него забрали права, второй раз был условный срок, а третий раз он уже попал в тюрьму. Но вся суть в том, что в его регионе на село приходится 5-6 машин и там кого-то сбить очень проблематично – тем более, на тех же сельских дорогах. Но этот человек получил 3,5 года и отсидел по этой статье от звонка до звонка. В пьяных водителей сейчас вцепились так, как будто они стали серьезной проблемой – просто на улицу нельзя выйти! Мне кажется причина в том, что когда наше государство собирается поправить свое экономическое положение, все средства становятся хороши».
ВИЗАВИ: НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЬ!
Правозащитники из Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши, России,Украины и Беларуси представили изобилующий юридическими нюансами труд по наболевшему вопросу – кого следует считать политзаключенным. Руководство по определению понятия «политический заключенный» предлагает четкое разделение данной группы лиц на две категории: к первой категории правозащитники отнесли политзаключенных, лишенных свободы исключительно в силу политических факторов и не виновных в совершении какого- либо преступления; вторую категорию составили лица, которые могли быть причастны к реальным правонарушениям, но суд над ними по политическим причинам оказался несправедливым.
«Если отталкиваться от идеи геополитического сближения Беларуси и Европы, то имеет смысл не только разделение на две группы, но и полный перенос всех политзаключенных во вторую группу, для которой достаточно будет рассмотрение какой-нибудь конституционной жалобы. Если же вопрос рассматривать в сфере активности гражданского общества, то данное руководство точно испугает многих людей, занимающихся политикой. Очень странно говорить о том, что у нас диктатура и все страшно, а потом сказать: “Нет, ребята, надо собраться и мирно попротестовать, чтобы вас потом задержали”.
Даже если взять Александра Беляцкого и его дело по уклонению от уплаты налогов – могли бы наверняка найтись люди, которые потребовали бы аудита, действительно ли он занимался правозащитной деятельностью. Если сильно анализировать официальные заключения власти, можно сделать свои выводы: была у них причина начинать расследование или причины не было. Люди, которые хоть как-то знают ситуацию, понимают, что Беляцкий действительно занимался правозащитной деятельностью и все деньги шли только туда – но власть никогда таким образом не позиционировала свои преследования.
Наверное, по данному руководству даже Иисус мог бы попасть во вторую категорию политзаключенных – все-таки, он разгромил рынок, а это очень опасное дело. И, конечно же, Александр Солженицын не может претендовать на статус политзаключенного первой категории: в своих дневниках призывал громить государство – тоже спорный вопрос. Сомнительно, что с таким подходом, если рассматривать его серьезно, в первой группе политзаключенных останется хоть кто-нибудь».
КУНСТКАМЕРА «БЕЛГАЗЕТЫ»: АТЫ-БАТЫ, КРАСОТА ТЫ!
В Беларуси начался очередной сезонный призыв на срочную службу. В ближайшие недели тысячи молодых белорусов отправятся отдавать долг родине. Однако не все согласны с тем, что они у этой родины что-то занимали в долг, поэтому не каждый, кто наденет в эти дни форму, сделает это с бодро поднятым носом. Чтобы поднять дух новобранцев, телекомпания «ВоенТВ» сняла социальную рекламу «Призыв-2013», который на прошлой неделе стал хитом Байнета. Не знаем, поднимется ли после него дух у будущих «духов бесплотных», но одно можно сказать наверняка: кто бы ни был автор этого ролика, он оказался предельно честен перед зрителем и собой. Вся правда об армии раскрывается в ролике без прикрас, хотя и в аллегорической форме.
«У меня возникает вопрос: при чем здесь все-таки армия? Эта молодежь пробыла в армии и 1,5 года не видела женщины, что решила за ней броситься? То есть, то же самое будет с вами после армии – тоже будете кидаться на всякую проходящую девушку? Мне кажется, люди, стоящие за этим роликом, просто креативят за государственный счет, создавая себе портфолио. Это портфолио, наверное, когда-нибудь и выстрелит в Голливуде, а сейчас авторы объясняют своим кураторам, что именно такие ролики привлекут людей в армию».
Да. Это старый “спор” кого считать, а кого нет политзеком. Хотя даже в вики все вполне объяснено: Узник совести – это за слова, политзек – за дела. При этом политическим может быть как левый, так и нацист, как либерал, так и исламист. Все они действовали “противозаконно” исходя из свои убеждений, а не корыстно (уголовный мотив).