Продолжавшиеся почти неделю массовые протесты в пригороде американского Сент-Луиса Фергюсоне, штат Миссури, где 9 августа чернокожий подросток Майкл Браун погиб от выстрела офицера полиции, закончились мирным шествием. Почти все полицейские покинули центральные улицы города, а оставшиеся не пытались остановить демонстрантов.
Как сообщает Guardian, сейчас в центре Фергюсона практически нет вооруженных полицейских, которые на протяжении всей недели пытались остановить протест, применяя слезоточивый газ и резиновые пули. Уехали и бронированные грузовики, ограничивавшие автомобильное движение. Вместо этого неподалеку от полицейского участка, на перекрестке, ставшем эпицентром противостояния жителей города и правоохранителей, накануне вечером собралось несколько сотен человек, чтобы пройти по улицам мирным маршем в знак протеста против полицейского насилия.
Корреспондент газеты отмечает, что демонстрация жителей Фергюсона была больше похожа на карнавал — на весь город звучали автомобильные гудки, а люди свистели и скандировали: «Ни справедливости, ни мира» (видимо, имеется в виду лозунг “Нет справедливости – нет мира”, – прим. РД) и «Руки вверх, не стреляйте». Участники протеста и их сторонники таким образом выражали солидарность с Майклом Брауном, погибшим от полицейского выстрела. Акции с аналогичными воззваниями проходят не только в Фергюсоне, но, к примеру, в Вашингтоне и Бирмингеме.
Полицейские перестали пытаться подавить протест после того, как губернатор Миссури Джей Никсон распорядился назначить начальником операции по обеспечению безопасности в Фергюсоне капитана Рона Джонсона из дорожного патруля штата — чернокожего, как и погибший Майкл Браун. «Я думаю, что они просто получили еще один шанс выразить свои чувства, и сейчас ощущают, что никто у них не пытается отнять эту возможность», — сказал Джонсон Guardian, наблюдая за тем, как формируются колонны демонстрантов. «Иногда ты просто должен позволить людям говорить, а себя заставить слушать», — размышляет он.
«В другие вечера здесь были полицейские, и мы тоже были здесь. Это была война. Но этот новый парень изменил атмосферу», — пояснила газете 33-летняя участница марша Рена Перри. «Действительно, полиция присутствовала, и ситуация обострялась каждый день. И так приятно видеть этот новый подход. Уже чувствуется другое отношение, толпа и полиция уже взаимодействуют иначе, и я очень надеюсь, что последующие ночи пройдут мирно», — вторит ей задержанный на демонстрации в Фергюсоне 13 августа местный житель Антонио Френч, передает CNN. Как отмечает корреспондент Guardian, в ходе марша немногочисленные присутствовавшие полицейские мирно разговаривали с его участниками, что было немыслимо еще несколько дней назад.
Рон Джонсон (справа), 14 августа 2014 года. Фото: Jeff Roberson / AP
При этом некоторые жители Фергюсона до сих пор настроены более радикально — группы молодых людей в красных банданах на лицах и кепках с эмблемой бейсбольного клуба St Louis Cardinals продолжают патрулировать город и обещают продолжить столкновения с полицией. «Неважно, что у этого чувака черное лицо, — говорит о капитане Джонсоне один из них, 25-летний Клод. И добавляет: — Они все — копы».
Фергюсон стал ареной борьбы между полицейскими и местными жителями в прошлое воскресенье, 10 августа. За день до этого 18-летний Майкл Браун погиб, по разным данным, от восьми или десяти пулевых ранений. Несмотря на то, что закон отводит 72 часа на раскрытие имени находившегося при исполнении полицейского, совершившего убийство, шеф полиции Фергюсона Томас Джексон отказался делать это из соображений безопасности.
Однако пользователь Twitter TheAnonMessage, называющий себя одним из участников интернет-движения Anonymous, публиковал фотографию предполагаемого убийцы, им якобы был белый мужчина по имени Брайан Пи Уиллман, подписавшийся в Facebook как Скуби Уиллман. Это сходится с показаниями бабушки погибшего Брауна — она утверждала, что застала рядом с телом внука белого офицера, который отказался представиться ей и объяснить, что произошло. На следующий день после убийства шеф местной полиции отправил этого офицера в оплачиваемый отпуск на время расследования.
Вскоре после публикации учетная запись TheAnonMessage была заморожена в сервисе микроблогов, а в аккаунте TheAnonMessage2 появился пост следующего содержания: «Twitter заморозил мой основной аккаунт. Власть не остановится ни перед чем, чтобы заставить нас замолчать».
В день, когда произошла трагедия, Браун гулял со своим другом Дорианом Джонсоном возле дома своей бабушки, через несколько дней у него должны были начаться занятия в колледже. На следующий день после убийства, 10 августа, шеф окружной полиции Сент-Луиса Джон Белмар рассказал лишь, что между подростком и патрульным произошел конфликт, в ходе которого молодой человек накинулся на офицера и попытался отнять у него оружие.
Столкновения протестующих с полицией в Фергюсоне, 13 августа 2014 года. Фото: Jeff Roberson / AP
Очевидцы описывают произошедшее иначе: якобы после словесной перепалки офицер, сидевший в патрульном автомобиле, достал пистолет и выстрелил, после чего подросток бросился бежать, однако полицейский не прекратил огонь. После первого ранения Браун остановился, поднял руки и развернулся, но убийца выстрелил в него еще несколько раз.
Друг Брауна Джонсон в интервью MSNBC рассказал подробности случившегося. Хотя полиция не называет причину, по которой патрульный вообще решил остановить молодых людей, Джонсон утверждает, что, когда они с Брауном шли по проезжей части, сидевший в автомобиле офицер попросил их подняться на тротуар. В ответ на отказ патрульный сдал назад, чтобы догнать их, и, пытаясь выбраться из машины, случайно ударил Брауна дверью, от чего та вновь захлопнулась. Тогда он высунулся из окна и схватил подростка за горло. Браун попытался вырваться, но патрульный достал пистолет и начал стрелять.
Днем 10 августа мирный сход на месте гибели Брауна перерос в протестную акцию перед зданием полицейского участка. В ответ полицейские спустили на демонстрантов служебных собак. Вскоре в городе начались погромы, участники которых разграбили несколько магазинов. В ночь на 12 августа они переросли в полномасштабные столкновения с полицией. В операции по разгону протестующих участвовали 150 полицейских, которые применяли слезоточивый газ и деревянные пули.
За три дня активных столкновений, по данным шефа полиции Фергюсона Томаса Джексона, были арестованы двенадцать человек, в том числе двое журналистов. Серьезно пострадали по меньшей мере двое полицейских — один из них получил сложный перелом лодыжки из-за брошенного в него кирпича.