В «Декларации», выпущенной Реввоенсоветом повстанческой армии в октябре 1919 г., в главе по национальному вопросу махновцы говорят следующее:
«Говоря о независимости Украины, мы понимаем эту независимость не как независимость национальную, типа петлюровской самостийности, а как независимость социальную и трудовую рабочих и крестьян. Мы заявляем о праве украинского (как и всякого другого) трудового народа на самоопределение не в смысле «самоопределения наций», а в смысле «самоопределения трудящихся»…
Революционные повстанцы… не могут ни в какой мере, ни в какой области насиловать естественные потребности народа украинского. Поэтому вопрос о языке преподавания в школах, может быть решен не нашей армией, а только самим народом в лице родителей, учащих и учащихся… Все распоряжения так называемого Особого Совещания деникинцев, запрещавшие материнский язык в школах… отныне уничтожаются, как насильно навязанные нашим школам… В интересах духовного развития народа, язык школьного преподавания должен быть тот, к которому естественно склоняется местное население, учащие, учащиеся и их родители, и оно, а не власть, и не армия, должно свободно и самостоятельно разрешить этот вопрос».
В этом коротком тексте выражена одновременно и социально-классовая и национальная идеи одновременно. Это типично для эпохи подъема социально-революционных движений от левых эсеров до махновщины. В революционные эпохи классовое не отделяется от национального обычно (за исключением, м.б., движений рабочих-мигрантов). Левые эсеры формулировали этот принцип как автономию (федерацию) самоуправлений трудовых народов.
Бизнес упраздняется, предприятия переходят в самоуправление трудовых коллективов и их ассоциаций. Подобно этому и национальная культура становится достоянием работников данного народа, присваивается ими, как присваиваются фабрики и заводы; выводится из-под контроля бизнеса или государства. Различные народы объединяются в федерацию — не в смысле Царева и Шуфрича, а в смысле добровольной ассоциации децентрализованных общин\громад с сильным местным самоуправлением, общин, отчищенных от олигархов.
“Различные народы объединяются в федерацию — не в смысле Царева и Шуфрича, а в смысле добровольной ассоциации децентрализованных общин\громад с сильным местным самоуправлением, общин, отчищенных от олигархов.”
Напомнило: колхоз дело добровольное, хочешь вступай, а не хочешь – расстреляем!