Вот и подошли к концу выборы и связанный с ними спектакль. В Беларуси государство настолько далеко зашло в театрализированных постановках выборов, настолько сделало бессмысленным этот декоративный элемент современной власти, что полностью обесценило его и превратило в ритуал. Вряд ли сейчас кому-то из белорусских граждан придется долго объяснять, что выборы – это фарс и фальсификация. Все прекрасно это знают. И к участию в них толкает не манипуляция, обман или хитроумная комбинация действий властей, а простой страх перед монстром Левиафаном, который грозится всеми карами за отказ придерживаться ритуальных действий.
Белорусское государство – это то, чем бы мог стать Советский Союз, если бы не распался. Практически религиозная ритуальность многих действий, исполняемых в добровольно-принудительном порядке, и, при этом, постоянное заигрывание с либеральной терминологией. Не диктатура, а президентская демократия. Не цензура, а свобода слова для тех, кому есть что сказать. Смягченный, практически либеральный, но все же Советский Союз. С присущим ему стремлением во всем и везде следовать ритуалу. Поэтому ничего удивительного, что бюрократия пытается восстановить все те права и привилегии, которые были у нее в расцвет советской империи. Ничего удивительного и в возрождении статьи о тунеядстве, даже если и безработица повышается в геометрической прогрессии. Зато ритуальное возрождение понятия тунеядства даст почувствовать чиновникам, что они стали ближе к давно потерянному прошлому.
То же касается и выборов. В нынешней ситуацией выборы в парламент и в местные советы являются не тем, что наше государство скопировало с Европы. Там, несомненно, выборы также являются обманом и фарсом, однако обманом и фарсом продуманным. Созданным из хитроумных манипуляций, игры с общественным мнением, иногда игрой на грани фола. Победа даже радикальных сил в Европе не меняет сути всей картины – это хорошо показал опыт греческой Сиризы, которая, придя к власти, не реализовала ни одного пункта из своей программы. Что же касается Беларуси, то все, как говорится, “шито белыми нитками”. Власть в лице Лукашенко и его администрации практически вручную выставляет нужных им людей в регионах и в парламенте (тех же, кто даже не является оппозиционером, но все равно не вписывается в эту концепцию, просто давят. Яркий тому пример – инициативный милиционер Зимин). Люди же идут на выборы исключительно под административным давлением их работодателей, администрации учебных заведений и даже главврачей в больнице, перед которыми ставят задачу по явке сверху. Властям очевидно: если выборы что-то и показывают, то только покорность населения, но точно не его электоральные предпочтения.
Не выделяется на этом стабильном советском фоне и оппозиция. Из раза в раз, ритуально участвуя в этом спектакле, определенная часть оппозиции говорит о том, что выборы – это прекрасный шанс донести свои идеи до электората. Что выборы дают политическую мобилизацию и легальное прикрытие для агитаторов. В принципе, алогичность данных аргументов не сильно отстает от алогичности аргументов властей о демократичности сформированного в Беларуси режима. По итогу – после репрессий и фальсификаций, более лояльное крыло оппонентов режима (не выступающиее за бойкот выборов) не получает никакого роста влияния засчет участия в выборах. Наоборот, люди, у которых даже с самим словом “выборы” сложилась стойкая ассоциация с обманом, ни капли не начинают больше доверять представителям оппозиции, если у них появляется предвыборный статус. Скорее, участием в выборах данная часть оппозиции полностью дискредитирует себя и смешивает в глазах обычного человека себя с очевидным примером фальсификации и лжи.
В этот раз случилось то, чего в белорусском парламенте не было уже 12 лет – в него попали два депутата от оппозиции. Но система окрепла настолько, что и это не изменит ситуацию. Оппозиционные депутаты будут лишь небольшим дополнением к устоявшемуся спектаклю – двое из ста десяти (а, возможно, и 174) не смогут повлиять на критически важные решения парламента, которые по команде сверху будут голосовать “единогласно”. Даже сам факт “избрания” больше напоминает назначение сверху наиболее безопасных для режима фигур. Лукашенко и его приближенные по-прежнему пытаются заигрывать с Европой, но своей властью делиться и рисковать не готовы, поэтому в итоге и делают настолько очевидно лживые и лицемерные ходы.
Радикальное крыло оппозиции попыталось по завершению выборов собрать митинг на площади, но всякий раз сталкиваясь с апатием людей, ограничением и давлением властей не способно вывести на улицу критическую массу людей. И не всегда дело в самой оппозиции – часто капитуляция связана с апатией и пассивностью общества, неспособностью в принципе протестовать против какого-либо гнета. Данный факт показывает успешность репрессивной политики полицейского государства в Беларуси. Народ не хочет выходить на митинги даже теперь, когда за них не следует такого наказания, которое было 5 лет назад. В людях вытравили всю способность к сопротивлению и протесту до такой степени, что митинги нет необходимости разгонять – на них просто не приходят.
Весь этот процесс из раза в раз обсуждают оппозиционные, и не только, СМИ. Оценивают шансы попадания в парламент оппозиционных депутатов до выборов, дают комментарии экспертов, почему этого не случилось, после. Политическая жизнь в Беларуси стала наигранным спектаклем, по мотивам которого снимают низкого качества фильм и дают оценку бездарные критики. Люди же смотрят эту картину раз за разом и ничего, кроме безысходности, совершенно не ощущают. Нельзя сказать, в ком больше вины за происходящее – в актерах или в самих зрителях.
Анархисты в предвыборный период активно агитировали против данного фарса. Марианеточность парламента и невозможность изменить положение дел в стране легальными способами (даже если за них теперь не репрессируют) будет толкать наиболее решительных и активных несогласных искать способы повлиять на свою жизнь на улицах. Вместе выступим против безысходности и бесправия!
Фото агитации на улицах Минска.