В последнее время все чаще в СМИ стала появляться информация о достаточно резонансных или жестоких убийствах. Это поднимает вопрос, который до недавнего времени был для белорусского общества не особо актуальным – вопрос о самообороне. Неактуальным он был по той причине, что на фоне многих других стран, терзаемых терроризмом ИГИЛ и безумных “волков”-одиночек, расстреливающих школы, Беларусь выглядела достаточно безопасной и спокойной страной с невысоким уровнем риска быть, например, обезглавленным в собственном дворе.
Свою лепту сюда вносили и силовые ведомства со спецслужбами, которые имеют гигантский, по меркам нашей страны, штат и почти неограниченное финансирование со стороны государства (чего нельзя сказать о здравоохранении и борьбе с безработицей). Уже к концу двутысячных овчарки, спущенные Лукашенко с поводка, зачистили все сферы общества от неподконтрольных им элементов. Сюда можно отнести не только убийства оппозиционных политиков и устранение всех неугодных политических сил (вроде РНЕ), но и разгром организованных преступных группировок и захват крупного бизнеса в стране.
Утверждение полной и единоличной власти Лукашенко дало определенную пользу и простым белорусам – уровень криминогенности очень сильно упал, особенно на фоне соседних стран, где централизованная власть государства была не так сильна, либо делится привилегиями с крупными финансовыми и криминальными структурами. Организованная преступность как таковая (если не брать в расчет наркотрафик, который существует частично в интернете) была вытравлена. Отсутствие сильных и фундаментальных противоречий в национальном и религиозном вопросах в купе с репрессиями против правого движения избавило страну от угрозы терроризма фундаменталистов и расистов.
Но не избавило от возможности быть убитым среди бела дня. В 2011 году в минском метрополитене произошел теракт, который можно считать отправной точкой разрушения мифа о “спокойной Беларуси”. Тогда никто не поверил, что бомбу в минское метро пронес безумный токарь для дестабилизации обстановки в стране. Очевидное участие белорусских силовиков (с ведома Лукашенко или без него – неважно) покрывалось прокуратурой, угрожавшей посадить всех, кто будет публично заявлять о причастности властей к теракту.
Жестокое убийство в Торговом Центре “Европа“ напомнило белорусам, что силовики в этой стране защищают не их – они защищают власть. Убийство почтальона в крошечной деревне и учительницы в собственном дворе подростком поставило под сомнение безопасность рядовых граждан. Теперь никто не застрахован от того, чтобы быть убитым днем, на работе, в магазине или по дороге домой. На самом деле и раньше не был застрахован, просто теперь это видно на практике. Анархизм, как идеология, всегда утверждал, что полиция в принципе не способна защитить каждого гражданина в стране – ко всем по сотруднику не приставишь. А преступления, порождаемые нищетой и бесправием, будут происходить, даже если за них будут давать расстрел. Беларусь тому яркое подтверждение – наличие смертной казни не останавливает убийц. Идя на преступление, человек не подсчитывает, сколько лет он может за него получить и в колонии какого типа. На человека больше влияют алкоголизм, нищета, беспредел власти, отчуждение от собственной жизни, чем уголовный кодекс. Примеры не нужно долго искать – совсем недавно были задержаны закладчики наркотиков, которые на суде прямо сказали, что пошли на это, т. к. семье не хватало денег и необходимо было выплачивать кредиты. И угроза срока от 10 до 20 лет их не остановила.
Государство не только толкает белорусов на преступление и не защищает их – оно изъяло у них и право на самооборону. В белорусском законодательстве не принято поощрять тех, кто действовал в целях самообороны и защищал свою жизнь и безопасность. Наоборот, таких лиц стараются наказать, чтобы другим это служило напоминанием: право на насилие есть только у власти. И в этом безусловно заключается несправедливость: государство отбирает у граждан возможность себя защитить от тех преступлений, которое оно же само и порождает. Не говоря о том, что милиция и спецслужбы зачастую сами являются источником несправедливости и преступлений, избивая подростков и вламываясь беспричинно в квартиры.
К слову, Министерство Внутренних Дел уже пытается обелить своих сотрудников, страдающих недержанием мочи и патологической тягой к немотивированному насилию, публикуя откровенно смехотворные статьи о том, какие работники ОМОНа и СОБРа беззащитные, но в то же время храбрые и самоотверженные, раз избивают задержанных ногами, надев маски, чтобы им не отомстили потом. Вообще, становится непонятно, зачем содержать такую структуру, как ОМОН, если ее сотрудники весом больше 100 килограмм потом получают в лицо от щуплых подростков и жалуются об этом в суде? Видимо, такая структура и себя не может защитить, как она сможет защитить общество?
Есть еще одна несправедливость, порождаемая монополией государства на насилие и правосудие. Это несправедливость заключается в отсутствии у простых граждан права на… прощение. Так как не граждане наказывают преступника, а государство, то они и не могут его простить, если считают нужным. В практике уголовного делопроизводства имеют место случаи прекращения дела по примирению сторон, однако примерение применимо к очень ограниченному набору статей и только при определенных условиях. А также имеет место “возбуждение уголовного дела по факту совершения”. То есть пострадавший может даже не обращаться в органы, а самостоятельно решить возникшую проблему с преступником, но уголовное дело все равно могут возбудить, если милиция будет в этом заинтересована. Соответственно, государство оставляет за собой право не только на наказание, но и на прощение. А гражданам такое право по мнению властей вовсе ни к чему.
Говорить о каком-то изменении законодательства в пользу разрешения ношения оружия или отмены наказания за самооборону в белорусских реалиях – просто наивно. Единственное, что может Лукашенко на это сподвигнуть – обещание Европы дать за это кредит. Но даже в нашей стране у рядовых граждан еще есть возможность себя защитить. Это хоть и ограниченный, но все же перечень гражданского оружия, разрешенный к применению в целях самообороны. А уменьшить долю влияние государства и милиции на нашу жизнь можно, избегая обращения в правоохранительные органы и решая возникшие проблемы самостоятельно или со своими знакомыми/товарищами.
Разрешен кастет или нет я не знаю, но я уверен в одном, что применение кастета (самозащита или защита другого человека) влечет последствия на срок примерно от двух до трех лет.
это болончики, ножи, кастеты, нунчаки…
В ближайшее время будет опубликована статья о гражданском оружии, которое находится в легальном обороте и может быть применено в целях самообороны.
что за перечень гражданского оружия?