Итак, Всебелорусское народное собрание, то есть смотр сторонников Лукашенко окончен, и, хотя на самом ВНС и за его пределами не произошло ничего значимого, он дает понимание того, как будет действовать власть следующий год и, соответственно, как будут жить белорусы. Тезисно, выводы следующие.
- Никакой пощады. Все эти пляски крысы и шута Воскресенского нужны были тогда, когда от протестов была угроза, то есть осенью. Сейчас протесты сметены с главных улиц, угрозу не представляют, а потому Лукашенко сказал, что никаких политзаключенных, дескать, в плену не держат, выпускать никого не будут. Сидеть все узники будут дальше.
- Никакой Конституции. По факту, Лукашенко сейчас будет максимально растягивать принятие новой Конституции. Почему? В будущем основном законе попытаются закрепить ВНС, как очередную ширму демократии, которую после своего ухода с поста Президента возглавит Лукашенко. Зачем тогда затягивать принятие? А потому, что Лукашенко никуда уходить не собирается. Изменение Конституции нужно на случай, если вдруг все же придется уйти, запасной аэродром. Даже если она когда-нибудь будет принята, в ней будут максимально удобные для Лукашенко условия, чтобы де факто остаться гауляйтером Беларуси.
- Никаких протестов. Тут ничего нового. Лукашенко опять кичится тем, что под давлением протестов уходить не будет. “Только через мой труп”. Собственно, этот тезис отражает то, о чем писалось ещё до августа анархистами — чайно-малиновый никуда не уйдет, увидев протест и абсолютно любое количество людей на улице. Только вперед ногами и никак иначе.
- Никакого либерализма. Лукашенко понял за осень одну простую вещь: не нужна пропаганда, не нужны социальные блага, не нужны какие-то уступки и переговоры. Нужен страх. Власть ему гарантирует ботинок и дубинка мента, поэтому все дальнейшее царствование будет сопровождаться максимальными репрессиями и ужесточением закона. За попытки свержения, не доведенные до конца, диктаторы жестоко мстят, об этом можно было судить по примеру Турции.
- Никакого бизнеса. Выстроенная за десятилетия лукашизма номенклатурная вертикаль пронизывает все сферы общества: медицину, промышленность, науку, образование и т.д. На заводе рабочих приструнила администрация и менты, как и медиков, студентов, школьников. Только с частным бизнесом не вышло. Многие компании объявляли забастовку, оплачивают сотрудникам адвокатов и передачи, не увольняют за отсутствие на работе из-за арестов. Из чего Лукашенко убедился в очередной раз в своей аксиоме: частный бизнес — его враг. И это на самом деле так. Поэтому он будет уничтожен. Но как тогда кормить свою опричнину из МВД и КГБ?
- Никакого Запада. И вновь играла старая пластинка, что Беларусь и Россия вместе против Запада до конца. Почему об этом надо было говорить на ВНС? Потому что после него “ненаклоняемый” пойдет клянчить деньги у Кремля. Поэтому частный бизнес и инвестиции не нужны. Для поддержания своего господства нужно лишь сытно накормить опричников, а для этого достаточно получить кредит от России. И Россия его даст. Почему? Потому что худой мир лучше доброй ссоры. Не дай Лукашенко денег, завтра своры мусоров могут уже не так рьяно выполнять приказы, а это опять дестабилизирует обстановку, чем могут воспользоваться протестующие. Поэтому лучше иметь во главе Беларуси проверенного и изученного “коллегу”, даже если он раздражает. Следовательно, Лукашенко не будет ориентироваться на мнение Запада, т.к. ЕС просто нечем угрожать — санкции могут ухудшать экономику, но не могут ее убить. А мнение и кредиты Запада — это единственное, что могло бы освободить политзаключенных, раз белорусы этого делать не захотели.
- Никакой стратегии — только тактика. Лукашенко не будет думать в долгосрочной перспективе. Задача — обеспечить свое выживание здесь и сейчас. Любыми средствами. Пускай это через год вызовет коллапс экономики, пускай через 2 года это вызовет новую волну протестов — это неважно. Важно вырвать тактическое преимущество здесь и сейчас. В августе такое преимущество стоило жизни десятку белорусов, здоровья — тысячам. Вряд ли у этого рвения теперь есть хоть какие-то ограничители. Собственно, их не было никогда: достаточно вспомнить, что Лукашенко закреплял свою власть, приказывая своим эскадронам смерти убивать политических оппонентов. В этом плане Лукашенко очень последовательный политик — на крови пришел, на крови и уйдет.
Таким образом ВНС закрепляет на данный момент все то, что анархисты предсказывали еще до выборов. Лукашенко ни с кем вести переговоров не будет, уходить он будет только в случае крайней необходимости — когда белорусы начнут штурмовать Дворец Независимости, убивая любого в форме МВД, например. Тогда он предложит переговоры. Диктаторы никогда не предлагают переговоры с позиции сильного, только если они слабы. А это значит, что никакого мирного свержения режима Лукашенко не будет. Это не значит какое-то вооруженное восстание с городскими боями: белорусы уже показали свою неспособность к этому. Но вот забастовки, погромы, баррикады, поджоги — без этого обойтись не удастся. Нам это сказали прямым текстом.