Смотрит в облака правды монумент,
Расскажи, огонь, о страшной битве
В мыслях и трудах, Батька-президент:
В радостях, печали и молитвах.
Наш президент сказал тебе и мне:“Ты дружбой дорожи, своей Отчизной!”
Душой и сердцем преданный стране,
Ответственный за мир, за радость в жизни — Наш президент.
«Наш президент» (Исполняет детский хор «Звездочка» при Академическом ансамбле песни и танца Вооруженных сил Беларуси)
Предвыборное беспокойство на Беларуси нарастает. Беспокоятся власти предержащие, беспокоятся те, кто власти взыскует. Первые стараются успокоить избирателей, вторые – растормошить. Получается у обоих сторон странно.
До последних дней оппозиционные кандидаты работали солидарно, яростно, не без изящества. Критиковали действующего правителя и справа (за «нерациональную экономику») и слева (за хитрую непрозрачную продажу интересных предприятий в частные руки), сверху (рассорился с Россией и не подружился с Западом) и снизу (забыл о насущных нуждах масс). И в ситуации конфликта с Россией белорусский президент, как многим показалось, зашатался. К тому же крупные уличные митинги оппозиционных кандидатов прошли без разгонов и задержаний, а это почти немыслимая для Беларуси ситуация! Видимо, так Лукашенко удовлетворял настоятельные просьбы европейских кредиторов. Россия сопит и давит, оппозиция шалит в самом центре столицы – заёрзаешь!
Но на миновавшей неделе солировала власть. Так, едучи в общественном транспорте, белорусский гражданин регулярно выслушивал короткое, как предупреждение о пожаре, объявление: «В настоящее время происходит важнейшее событие в судьбах нашей стороны – Четвёртое всебелорусское народное собрание». И всё. И молчок. По-видимому, предполагается, что теснящийся в трамваях несобранный всебелорусский народ должен сам догадываться, как реагировать на эдакое мобилизирующее сообщение.
А что это такое – Всебелорусское собрание? Спросите кого угодно – не ответит. Действо сие одновременно демонстративное и загадочное. Никто не знает, по какому принципу отбираются делегаты для заседания в нём, каковы полномочия и вообще цель этого торжественного мероприятия. То, что можно наблюдать в телевизоре – это скопище маловыразительных лиц мелких и средних начальников. Видимо они и есть сливки всебелорусского народ, собранные для выслушивания своего застоялого президента.
Послушать, как всегда, было чего. Лукашенко упрекнул начальничков в трусости и дрожи: «Власть дрожащими руками не удержишь», и погрозил безымянным врагам: «Мы вам страну не отдадим». И объяснил, почему. Потому что, всё хорошее, что имеют белорусы, получено ими чуть ли не лично из президентовых рук, а всё неприятное —по необходимости или недосмотру мелких начальников. Прямо с трибуны Лукашенко вернул бесплатный проезд школьникам (отобранный с отменой льгот в середине истекающего президентского срока), пообещал среднюю зарплату в 1000 долларов и даже… дал обратный ход указу о контроле за Интернетом. Он был готов обещать всем и всё.
Некогда Маркс писал о политике одного очень похожего на Лукашенку персонажа: «Народ должен иметь работу. Предпринимаются общественные работы. Но общественные работы увеличивают налоговое бремя народа. Стало быть, надо понизить налоги, наложив руку на доходы рантье путем конверсии 5-процентной ренты в 4 1/2 -процентную. Но буржуазии надо снова подсластить пилюлю; поэтому налог на вино удваивается для народа, покупающего вино еn dеtаil, и уменьшается вдвое для пьющего еn gros среднего класса. Существующие рабочие ассоциации распускаются, но зато правительство обещает чудеса с ассоциациями в будущем. <…> Бонапарту хотелось бы играть роль патриархального благодетеля всех классов. Но он не может дать ни одному классу, не отнимая у другого».
Отношения с Россией – конёк, на котором Лукашенко привык скакать, лихо срубая головы своим оппозиционным противникам: националистам и евроцентристам. И вот в этом году конёк взбрыкнул: отношения между белорусским правителем и российской премьер-президентской четой, как известно, бурно разладились. На «всебелорусском собрании» Лукашенко пытался высказать несовместимые в пределах человеческой логики утверждения: о сердечной дружбе с Россией и,одновременно, о переориентации в сторону Европы и Америки. Этим попытались воспользоваться «прокремлёвские» кандидаты, Санников и Некляев, простодушно заявившие, что раз уж Европа предала белорусскую демократию (белорусскую среднюю и мелкую буржуазию, – уточним мы), то они готовы принят помощь от Москвы.
Тут-то их «Батька» и обыграл: вчерашняя относительно мирная встреча Лукашенко с Медведевым обрушила все надежды той части оппозиции, что рассчитывала сыграть на антипатиях Москвы. Патриотичный и заботливый «батька» белорусов подписал договор ОДКБ. Теперь войска блока теоретически имеют право вторгнуться на территорию Беларуси в случае беспорядков, а Беларусь, как бы в благодарность, теоретически обязана поставлять своих солдат на грядущие колониальные войны России и её сателлитов.
Возможно, вновь переизбранный президент опять обманет своих союзников. Даже наверняка обманет. Но, как говорится, осадок остался. С привкусом крови.
Тем не менее, хоть на время выборной страды Россию Лукашенко замирил, бросив ей кость: кость белорусского солдата. Случайно или нет, именно в эти дни начались аресты отдельных оппозиционных фигур и официальные угрозы остальным. Не стоит удивляться, что пророссийская риторика в устах президента снова займёт своё спокойное нагретое место.
Если правление Бонапарта III было фарсом на диктатуру первого Наполеона, то Лукашенковщина – это фарс фарса, это пародия в квадрате, имеющая далёким идеалом дряхлый СССР брежневской поры. Этой словесной сказкой пытаются заслонить от трудящихся вполне капиталистическую реальность.
Недавно огонь пожара в Пинске прорвал эту эфемерную завесу. Но и без неё реальные тенденции говорили за себя: белорусский президент и бюрократия за его спиной ищет только сохранения своей власти и опирается при этом на крупный капитал. Совместно они приватизируют предприятия (последний пример странной приватизации – случай с Пружанским молочным комбинатом), держат наёмный труд в ежовых рукавицах контрактной системы и жёсткого трудового законодательства. Лучше ли станет в гипотетическом случае прихода оппозиционного кандидата на президентский пост?
Мы, ультралевые, считаем, что не станет. Может быть, малость веселее людям богемным. Может быть, вследствие временного первого замешательства новых руководителей, часть трудящихся смогла бы что-нибудь себе вытребовать. Но всякий новый президент получит универсальную индульгенцию: «Мой предшественник таких делов наворотил, таких долгов наделал, что давайте теперь сообща терпеть, экономить». Также как и нынешний президент, выбравшись на новый срок, постепенно сведёт на нет все послабления и отменит все посулы, сославшись на всемогущий кризис.
Что делать социал-революционным людям на Беларуси? Героически бойкотировать выборы? Голосовать (и призывать голосовать) «против всех»? Или за какого-нибудь компромиссного нестрашного кандидата? И отстаивать свой украденный фальсификациями голос – в запланированной оппозиционерами массовой демонстрации 19 декабря? Не обращать на выборы вовсе никакого внимания?
Героически бойкотировать. Всё-таки. Не потому, что фальсификаторы в очередной раз подделают результаты, и не потому, что никто из альтернативных кандидатов не имеет шанса. А потому, что акт выборов не изменит нашего положения, не даст нам новых, сколько-нибудь значимых рычагов контроля за своими руководителями. «Выборы без выбора» – они не только сейчас и не только в одной Беларуси. Посмотрим на последние события в Греции, Франции, Португалии, Англии – там вполне «честно», вполне «прозрачно» избранные президенты и правительства продавили вполне людоедские законы, несмотря на яростные (хотя и недостаточно яростные, чтобы напугать их) протесты масс.
Значит ли это, что выборы ничего не могут изменить? Нет. Могут. Но это будут решать не избирательные бюллетени. Всё будет зависеть от готовности трудящихся ударить пальцем о палец ради реального изменения своего положения здесь-и-сейчас. Пред- и послевыборная смута в верхах зачастую может оказаться благоприятной порой для достижения социальных целей. Как ни слаб наш голос, мы будем призывать именно к этому, перпендикулярному действию: каждый день, против каждого начальника, из-за каждой несправедливости, за каждого рядового человека: рабочего, учителя, пенсионера, студента.
Л. Детюк
Память о революции 1917г.
Революционные события октября
Далекого семнадцатого года
Потерпели крах, но были не зря
Для всего трудового народа.
В тридцатых убили боевой дух
Поднимавший массы на Смольный.
К власти пришел новый пастух,
Ознаменовавший конец жизни вольной.
Прецедент случившегося остался
Как память и урок нам потомкам.
Нам есть за что еще драться.
Новой жизни гимн споем громко.
Набило оскомину от циничных речей:
“Ничего не изменишь, борьба бесполезна”.
Лучше пойти под ножи палачей,
Чем спокойно смотреть, как углубляется бездна
В обществе между разными классами.
Бедные беднеют и уходят в апатию.
А усатая сволочь управляя массами
С экранов твердит нам про демократию.
Про честные выборы и прочий бред.
Про то, как строится и крепнет страна
Под чутким руководством шестнадцать лет.
Судьба ее снова предрешена?