Официальный старт строительству белорусской АЭС должны дать в сентябре, когда на Островецкой площадке в Гродненской области начнут рыть котлован под фундамент здания атомной станции. Однако подготовительные работы на площадке, в ее окрестностях и в самом Островце идут уже давно.
Еще летом 2009 года в Островце начали возводить жилые дома для тех, кто будет занят на строительстве станции. Тогда же началась и прокладка новой автомобильной дороги, по которой к Островецкой площадке будут доставлять стройматериалы и оборудование.
Последний раз на площадке под АЭС я был в мае прошлого года. Объем выполненных на площадке с тех пор http://naviny.by/rubrics/society/2010/05/26/ic_articles_116_167965/ работ виден невооруженным глазом. Так называемая Объединенная пионерная производственная база в районе станции Гудогай — логистический центр для снабжения «стройки века», выглядит готовой к работе.
Объединенная пионерная производственная база будет включать около 30 промышленных зданий и сооружений — бетоносмесительный и растворобетонные узлы, цеха по производству железобетонных изделий и деревообработке, комплекс по ремонту и обслуживанию строительной техники, административно-бытовой корпус, несколько складов.
Водоснабжение базы осуществляется двумя собственными скважинами через водонапорную башню.
Рядом с пионерной базой построена автозаправка «Белнефтехима».
На железнодорожных путях, протянувшихся к пионерной базе, идет установка систем сигнализации и управления — из земли торчат кабеля. Железнодорожные монтеры здесь трудились, несмотря на воскресенье.
В Островце уже сданы в эксплуатацию два 8-этажных дома для строителей АЭС. В помещениях первого этажа одного из домов разместились офисы дирекции строительства АЭС.
На окраине районного центра, вблизи строящихся новых автомобильной и железной дорог к АЭС, огорожен металлическим забором участок под застройку нового микрорайона. Активные работы здесь также уже начались.
Автомобильная дорога Островец — площадка АЭС — д. Гоза, выходящая к дороге Вильнюс-Полоцк, практически построена. В районе площадки АЭС от д. Гоза до д. Черники на дорогу нанесена разметка, установлены навесы автобусных остановок, и этот участок протяженностью около 10 км эксплуатируется.
Железная дорога протяженностью около 25 км от станции Гудогай к площадке АЭС строится. Рельсы, которые еще предстоит выравнивать, уже проложены до деревни Черники. Разгрузочная платформа также уже возводится.
К площадке АЭС подведена новая высоковольтная ЛЭП большой мощности.
Несмотря на воскресенье, на краю площадки кипела работа по перемещению земли. Было задействовано два экскаватора, около десятка грузовиков с номерами Минской области, несколько бульдозеров и погрузчиков. Грунт перемещали на расстояние не более километра, где его разравнивали бульдозеры, выравнивая площадку под стройку.Во время посещения площадки стояла безоблачная погода, и было заметно, что прямо над площадкой проходит воздушный коридор направления север-юг с интенсивным движением. В небе практически всегда было видно одновременно до четырех больших самолетов.
Несколько ближайших к площадке хуторов, обитаемых в прошлом году, теперь оказались пустыми. Среди опустевших хуторов — жилище бабы Гени, которая всю жизнь прожила на своем хуторе без электричества.
В ближайшей к площадке деревне Валейкуны встретился с местными жителями, которые рассказали, что бабу Геню с большим трудом (не хотела покидать родной дом) переселили к родне в Михалишки, что находятся в 7 километрах.
Удивило, что в этой местности множество людей смотрят телеканал «БелСат» и в курсе того, что не показывают по государственным белорусским телеканалам.
Как обычно, я задавал вопрос об АЭС. Теперь еще меня интересовало, изменилось ли отношение к АЭС после катастрофы в Японии. Среди компании детей в возрасте 10-15 лет, игравших на окраине деревни, единого отношения к АЭС под их домами нет. Некоторые из детей опасаются, что из-за стройки их могут выселить из родных мест.
Работник местного лесхоза Иван Богданов мечтает работать на строительстве АЭС, а потом и на самой АЭС. На вопрос, как может профессия работника лесхоза пригодиться на строительстве АЭС, отвечает, что у него есть права на автомобиль, а в прошлом году он сторожил технику при разведке площадки. «В этом году контракт не продлили», — в заключение сказал Иван.
Работать на строительстве АЭС, а затем и на самой станции — заветная мечта местного трудоспособного населения. Вот только устроиться получится далеко не у всех, да и в лучшем случае как Ивану — сторожем. Пока даже водители самосвалов здесь из Минской области.
Конечно же, тему АЭС обсуждают все жители деревни. По словам Ивана, большинство против такого небезопасного соседства.
Раньше в наполовину нежилых деревнях, которые расположены на территории всех исследовавшихся четырех площадок под белорусскую АЭС, жившее на нищенскую колхозную зарплату местное население готово было хоть голыми руками менять топливо в реакторе, лишь бы платили. После увиденного на экранах телевизоров происходящего в Японии люди задумались.
В заключение я провел уличный опрос в Островце. Прохожим задавал вопрос о том, насколько повлияло на их мнение о строительстве АЭС под Островцом произошедшее в Японии?
Единого, общего мнения у жителей будущей атомной столицы нет. Одни считают, что технологии безопасности белорусской АЭС построенной по современному российскому проекту будут безопаснее тех, которые использовались на японских станциях, возведенных сорок лет назад.
Другие продолжают повторять официальные лозунги о надежности и безопасности. Один из таких сторонников АЭС выходил из «Тойоты». Когда я задал ему вопрос о том, могут ли россияне построить АЭС надежней, чем в Японии, мужчина сказал, что в этом не сомневается — «в прессе все написано». Выключив камеру, я спросил у него, чего же он не ездит на российском авто? Мужчина рассмеялся.
В то же время некоторые изменили свое мнение относительно утверждений официальных органов, что в Беларуси будет «самая современная и самая безопасная АЭС»: «Осторожность появилась. Видите, японцы пользуются авторитетом, и то…»
Источник