27 мая суд Заводского района Минска признал виновными в злостном хулиганстве и умышленном уничтожении имущества пятерых анархистов. Судья Жанна Хвойницкая приговорила Игоря Олиневича к 8 годам колонии усиленного режима, Николая Дедка — к 4,5 годам, Александра Францкевича — к 3 годам. Еще два участника дела — Максим Веткин и Евгений Селивончик — получили по 4 и 1,5 года “химии”.
“Это грубейшее нарушение закона и нарушение прав человека в принципе, не говоря уже о нарушении презумпции невиновности, — не согласился с приговором бывший судья и отец осужденного анархиста Александр Дедок. — Доказательств вины совершенно нет. Законный суд оправдал бы их по всем статьям”.
Перед вынесением приговора парни выглядели бодро. Некоторые улыбались. Оглашение решения суда задерживалось на 10 минут, поскольку опаздывал один из адвокатов.
Анархисты обвинялись в том, что они в прошлом году забросали коктейлями Молотова российское посольство и изолятор на Окрестина. Также парням инкриминировалось забрасывание файерами казино “Шангри Ла” и здания Федерации профсоюзов, попытки поджога отделений “Беларусбанка” и банка “Москва-Минск”.
В зале суда собрались родители, родственники и друзья ребят. Вынесения приговора ждали примерно 30 человек, при этом все места были заняты, поэтому многие в зал попасть не сумели.
Мама Александра Францкевича, который получил 3 года колонии, утверждает, что во время следствия на ее сына оказывалось давление: его заставляли давать показания против других, но он отказался.
Татьяна: “Я ожидала более мягкого приговора. Обвинения разваливались на глазах. Свидетели путались в показаниях. Парни просто других взглядов, не так говорят, не туда ходят, а надо, чтобы по струнке ходили”.
Мама Игоря Олиневича, который получил самый жесткий приговор, поблагодарила за поддержку друзей своего сына.
“Я не сдержала слез, когда свидетели все отказывались от показаний и рассказывали о давлении, которое на них оказывали правоохранительные органы. У меня открылись глаза на нашу правоохранительную систему, которая не охраняет нас, а избивает безвинных. Когда я шла на суд, спецназовец мне сказал: “Попалась бы ты мне, я бы с тобой знаешь, что сделал?”. Чтобы я отказалась от своего сына, меня надо убить!”
Активист экологического движения Владимир Володин не попал на оглашение приговора: в зале не хватило мест. Он уверен, что этот процесс носил полностью политический характер.
“Приговоры необоснованно жесткие, сроки большие, доказательства недостаточные, свидетели путаются в показаниях. Свидетели заявили об этом давлении на суде. Конечно, это политические заключенные. Надеюсь, они выйдут на свободу раньше”.
Николай Дедок и Игорь Олиневич будут обжаловать вынесенные приговоры. Освобожденный в зале суда Максим Веткин от комментариев отказался и уехал в сопровождении родных.