На площади Синтагма в Афинах (греческий вариант каирской площади Тахрир), постоянно действует народное собрание. Иногда число его участников достигает 100 тысяч, но обычно оно, конечно, гораздо меньше. Это продолжение панарабской революции, перекинувшейся в Европу и принявшей здесь более радикальные формы. Выступления, начавшись в Испании, перешли в Грецию, Германию, Францию. В Испании и Греции они очень левые, их участники поддерживают мигрантов, резко критикуют неолиберализм и приватизации.
О событиях на Синтагме можно прочесть здесь
На площади Синтагма ведут очень активную работу различные группы греческих анархистов. Работа ведется в нескольких направлениях. Одно из них интернациональное – призывы к союзу с мигрантами, критика правых, националистов. Другое – требование прямой демократии вместо представительной. Именно под влиянием анархистов собрание на Синтагме приняло решение в поддержку прямой демократии.
Стоит помнить, что это только первые шаги масового движения. Оно еще очень далеко от антикапиталистической и антипарламентской социальной революции, не смотря на требования прямой демократии, оно все еще носит расплывчатый характер. Кроме того, некоторые греческие анархисты высказывают сомнение в том, что движение на площадях способно добиться большего, чем смещение действующей власти, как это было в арабских странах. Для того, чтобы изменить систему, нужно взять под контроль не только городское пространство, но и экономику.
Без оккупации предприятий и превращения их в ассоциацию самоуправляемых коллективов, капитиализм никуда не исчезнет. Только соединение прямой демократии в кварталах и прямой демократии трудящихся на производстве в единую систему, планирующую производство и распределение, позволит покончить с капитализмом.
Прежде, в начале и середине 20го столетия, революционное движение концентрировалось на предприятиях и принимало форму рабочих советов – органов самоуправления. Сегодня, в условиях нарастающей временной занятости, трудящиеся все меньше ощущают связи друг с другом. К тому же, работники контролируются профсоюзами, авторитарно-бюрократическое руководство которых живет хорошо и при существующей системе. Оно не хотело бы лишиться своих власти и привилегий. Именно по этой причине для революции остались площади. В 2001-2002 гг народные собрания покрыли собою часть аргентинских городов, но рабочие остались под контролем профсоюзов и не присоединились к борьбе.
Без подрыва влияния профсоюзов, выступления не придут на производства, а без включения производств, не может быть антикапиталистической социальной революции.