По его словам, Беларусь выполнила все процедуры для принятия названных решений. Речь идет, в первую очередь, об обсуждении проекта с общественностью Беларуси и соседних стран, на окружающую среду которых АЭС может оказать вредное воздействие. Кроме того, проведены консультации со специалистами заинтересованных сторон по Отчету об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и закончен сбор и анализ замечаний и предложений.
"Были проведены консультации по отчету об ОВОС со специалистами Австрии, Латвии, Литвы, Польши и Украины, а также получен положительный отзыв от Российской Федерации. Имеются возражения с Литовской стороны в части выбора для строительства АЭС площадки в 30 км от их границы. Однако эти возражения – не помеха для принятия решения об утверждении обоснования инвестирования и дальнейшего проектирования и строительства АЭС. Беларусь выполнила перед Литвой все обязательства и не нарушала международных норм. Главное, что значительного вредного воздействия на территорию Литвы не будет. У них есть право возражать, мы не можем этого запретить", – сказал Андреев.
По его словам, существенных замечаний по проекту не поступало , хотя отдельные группы общественности и имеют возражения. "По информации Минэнерго, было проведено около 1500 собраний в коллективах, при этом около 70 – в неправительственных организациях, – сообщил Александр Андреев. – После этого проектная документация, включая отчет об ОВОС, была дополнена разъяснениями и предоставлена в Минприроды на государственную экологическую экспертизу. После принятия окончательного решения о строительстве копия этого решения и окончательный отчет об ОВОС направляется Минприроды заинтересованным странам".
Строительство АЭС начнется только после разработки, согласования, прохождения экспертиз и утверждения архитектурного проекта (или отдельно, возможно, строительного проекта).
Минприроды, по словам Андреева, при проведении экологической экспертизы архитектурного проекта проверит также соблюдение условий, которые изначально ведомство ставило перед заказчиком (Дирекцией по строительству АЭС Минэнерго): насколько находящиеся вблизи АЭС памятники архитектуры будут защищены от воздействия паровлажностных и пароконденсатных выбросов от градирен АЭС. Минприроды также проверит, насколько река Вилия, ресурсами которой будет пользоваться АЭС, подвергнется химическому и тепловому воздействию.
Отдельным пунктом при получении разрешения на производство строительных работ является наличие специальной лицензии, которые выдаёт МЧС. Кроме того, должна быть получена лицензия на размещение белорусской АЭС на Островецкой площадке и лицензия на эксплуатацию станции.
По словам Андреева, проектировать АЭС после получения разрешения будет российский проектный институт "Атомэнергопроект" (Санкт-Петербург). Еще несколько недель назад директор института по проектированию Анатолий Молчанов озвучивал даже даты начала основного периода строительных работ на площадке АЭС – не ранее осени 2012-го. Соответствующее межправительственное соглашение между Россией и Беларусью было подписано 15 марта 2011 года.
Фукусима напугала Европу, но Беларусь не боится?
Как отметил в беседе с корреспондентом TUT.BY директор российского Фонда национальной энергетической безопасности (Москва) Константин Симонов, решение о строительстве АЭС в Беларуси принималось до аварии на японской АЭС. Теперь же атомный скептицизм в Европе стал нарастать и, по мнению Симонова, наверняка будет сильное давление европейцев по поводу строительства АЭС в Беларуси.
Как рассказал TUT.BY консультант Государственного комитета по науке и технологиям Юрген Шенк, некоторые европейские страны, которые активно использовали ядерную энергетику, сейчас действительно взяли курс на отказ от ее использования под влиянием аварии на Фукусиме.
В частности, в Германии одобрили план отказа страны от атомной энергетики, в соответствии с которым отключение АЭС должно осуществляться поэтапно. Последние три электростанции предполагается остановить в 2022 году.
"Из 17 станций в Германии уже работают лишь 9, остальные работу прекратили, на их работу введен мораторий – сообщил Юрген Шенк. – Правительство Германии утвердило план отказа от выработки атомной энергии, а вместо нее решило всё больше задействовать возобновляемые источники энергии. Сейчас в Германии на возобновляемые источники приходится 17% энергии, к 2020-му году планируется довести этот показатель до 35%, к 2030-му – до 50%, к 2040 – до 60%, к 2050 – 80%".
Аналогичное решение месяц назад приняла и нижняя палата парламента Швейцарии: все четыре швейцарские АЭС, на которых работают пять ядерных реакторов, будут полностью закрыты к 2034 году.
Представитель Минприроды Беларуси Александр Андреев, в свою очередь, подчеркнул, что у Беларуси нет причин отказываться от АЭС из-за произошедшего в Японии, поскольку белорусская станция, по его словам, будет безопасней японской. Это же утверждают и российские специалисты, директор программ госкорпорации "Росатом" Сергей Бояркин убежден, что повторение на белорусской АЭС Чернобыльской катастрофы или аварии на японской Фукусиме абсолютно невозможно.
"Решение о проработке вопроса строительства АЭС у нас принято в связи с недостатком генерируемой энергии и ростом цен на российский газ, поэтому другого выхода нет, – резюмировал Андреев. – По себестоимости это самый дешевый вид получаемой энергии".
АЭС всех проблем не решит
Между тем ничего плохого в том, что Беларусь по-прежнему хочет построить АЭС, по словам консультанта ГКНТ Юргена Шенка, нет, поскольку внедрение современных и эффективных энергетических технологий – это стратегический элемент экономики. Каждая страна, подчеркивает он, решает сама для себя, нужно строить АЭС.
"Например, Франция потребляет 80% энергии от АЭС, используется она и в других странах, – отмечает он. – Но по-настоящему успешная энергетическая политика заключается в том, чтобы одновременно искать альтернативные пути получения энергии, то есть постепенно внедрять возобновляемые источники", – подчеркнул эксперт.
По словам эксперта, атомная энергия покрывает менее 3% от мировой потребности в энергии, и она не решает актуальную во всем мире проблему защиты атмосферы, поскольку запасы урановой руды ограничены. Поэтому, по его мнению, Беларуси следует больше инвестировать в научно-исследовательскую сферу и разработку новых эффективных энергетических технологий.
Представитель Минприроды, в свою очередь отметил, что кроме планируемой АЭС в настоящее время в Беларуси ведется строительство объектов энергетики с использованием возобновляемых источников энергии, таких как ветропарки, мини и малые ГЭС, биогазовые комплексы, мини-ТЭЦ на древесной щепе и торфе.
"Принятие закона "О возобновляемых источниках энергии", по словам Юргена Шенка, – хороший фундамент для внедрения альтернативных источников энергии. Однако для реального развития этой отрасли необходимо привлекать инвесторов, которые при нестабильной ситуации в экономике Беларуси едва ли будут активно заниматься инвестированием, подчеркнул он.