Так называемая "представительная демократия" – всего лишь вывеска. Рабам дают возможность выбирать некоторых из своих господ – до тех пор, пока власть рабовладельцев стабильна. Как только она начинает шататься, правители напоминают о том, что "при демократии правит не улица". Именно так отвечали на требования населения правительства Германии во время протеста против размещения американских ракет в 1983 году или Франции во время протестов против пенсионной реформы в 2010 году. Именно так произошло в этом году в Греции, когда под нажимом массового возмущения греческие власти заявили о готовности провести референдум о кабальной "помощи" со стороны ЕС и МВФ. Об этом – в статье немецкой либертарной газеты.
Вывод о том, что отношение капитала к буржуазной демократии имеет чисто тактическую природу, не нов. Пока это не слишком сильно мешает его гешефтам, он терпит театр с выборами и парламентами и, как правило, даже способствует ему. Но как только среди населения появляется возражение против капиталистической эксплуатации, начинают оправдывать свои действия ссылками на демократическую законность. Если же какое-нибудь выборное правительство осмеливается возражать против диктата капитала, его в таких сомнительных случаях устраняют с помощью путча.
Если оно, как в конце октября в Греции, после двухлетнего массового сопротивления, оказывается припертым к стенке и ищет спасения в том, что призвать население само принять решение относительно жизненно важных вопросов, таких как пакет помощи со стороны Евросоюза и МВФ, начинается позорная паника. Политики, деловые круги и контролируемая либо подпитываемая ими пресса выражают свою «глубокую озабоченность», «негодование», «разочарование» или даже «неприкрытый ужас».
Все мыслимые рычаги приводятся в движение, чтобы отвратить грозящую катастрофу: возможное «нет» греков в адрес диктата экономии, которое могло бы вызвать эффект домино в других государствах зоны евро – Испании, Италии и Португалии – и, в конечном счете, привести к краху всей еврозоны.
Политическая элита, которая во время кризисного совещания ЕС в верхах 26 – 27 октября в Брюсселе в очередной раз ликовала по поводу «спасения Греции» и евро, уже через неделю вынуждена была отправиться в Канны для нового кризисного вмешательства.
Что же произошло?
Новое «Нет» греков
28 октября в Греции отмечается национальный праздник. В этот день в 1940 г. фашистский диктатор Метаксас своим «Нет» отклонил ультиматум итальянского коллеги Муссолини, потребовавшего сдачи Греции Италии без всякого сопротивления. Итальянские фашисты вторглись в страну и были разгромлены в ходе широкого, всеобщего сопротивления греческой армии и населения. Это стало первым поражением держав оси во Второй мировой войне. В 1941 году страну оккупировали превосходящие силы германского вермахта.
Традиционно 28 октября отмечается в греческих деревнях и городах военными и школьными парадами, которые проходят перед почетными трибунами, заполненными местными и национальными сановниками. Десятки тысяч людей стоят на улицах и аплодируют. Лучший ученик или лучшая ученица выносит национальный флаг, и периодически вспыхивают скандалы, когда националистические родительские советы или руководство школы отказывают ученикам из семей иммигрантов в этой «привилегии».
В последние годы левые учителя, анархистские и антирасистские организации выступали с критикой и протестами против милитаристского и расистского характера парадов. 28 октября этого года надолго запомнится греческой элите. Ее попросту послали ко всем чертям. Стихийно сложившийся союз десятков тысяч людей по всей стране – поверх всех партийных и идеологических границ – воспрепятствовал нормальному проведению торжеств.
Произошли столкновения с силами полиции, почетные трибуны были захвачены, сановники изгнаны, политиков поносили как «предателей», забрасывали их яйцами и йогуртами, а в некоторых случаях – били немецкими флагами. В Салониках тысячи людей блокировали улицы после потасовок с полицией и вышедшей на парад армейской частью. Только после того, как были изгнаны все почетные гости, включая президента государства и бывшего участника сопротивления Каролоса Папулиаса, воинские части и учащиеся вышли на «народный парад» – без ограждений и под аплодисменты.
Никогда еще торжествам по случаю «Дня «Нет»» не чинились такие препятствия – не говоря уже о том, чтобы предотвратить их вообще. И никогда еще греческим политикам не становилось так ясно, что общественный консенсус «метаполитевси» – эпохи после падения диктатуры в 1974 году и перехода к парламентской демократии – рухнул. Через 2 дня премьер-министр Георгиос Папандреу заявил, что население само должно решить относительно одобренного в Брюсселе «пакета спасения».
Всеобщая паника среди «демократов»…
Угроза небольшой дозы демократии повергла партии, правительства, союзы предпринимателей и биржи в панику. Главный исполнительный директор Немецкого объединения промышленных и торговых палат Мартин Ванслебен заявил, что объявленный референдум представляет собой «опасность для спасения евро». Президент Федеральной ассоциации оптовой и внешней торговли и услуг Антон Ф. Бёрнер расценил референдум как «безответственный» акт. Информационное агентство Рейтер озаглавило новость «Финансовая сфера опасается серьезных последствий в Греции». В его тексте цитируется фондовая компания Allianz Global Investors: «Существует реальная угроза эффекта домино в других периферийных странах. В итоге мы можем стать свидетелями начала конца зоны евро».
Немецкий индекс акций упал более чем на 6%, курс финансовых институтов – почти на 10%. Биржи в Париже, Франкфурте и Лондоне зарегистрировали потери, на миланская биржа рухнула более чем на 7%.
Политики правящей коалиции в Берлине отреагировали, объявив ситуацию «непредсказуемой» (парламентский руководитель аппарата ХСС Штефан Мюллер) и заявив о предстоящем выходе Афин из зоны евро (финансовый эксперт СвДП Херман-Отто Зольмс). Еженедельник «Виртшафтсвохе» жаловался на то, что референдум разрушает «надежду на то, что в спасении Греции наступит хоть минимальная предсказуемость», и открыто призвал к свержению правительства Папандреу, поскольку оно является «не решением проблемы, а ее частью». Поскольку, однако, и лидер консервативной оппозиции Антонис Самарас отверг все пакеты спасения, «европейские политики должны как можно скорее заняться поиском альтернатив». Возможно, еще один военный переворот?
Наконец, Ангела Меркель и Николя Саркози еще до встречи 20-ки в верхах в ультимативном порядке вызвали Папандреу в Канны и увязали запланированное голосование о диктате экономии с вопросом «Да или нет зоне евро?». Среди закулисных угроз была и угроза перекрыть денежный вентиль Греции и заморозить непосредственно предстоящее перечисление средств из старого 110-миллиардного пакета.
… и хаос в «Колыбели демократии»
Компартия Греции упорно, но без всяких шансов на успех, уже 30 лет требовала народного референдума о членстве в НАТО и ЕС. Однако на сей раз она отреагировала не столь однозначно. ЦК партии заявил: «Долой правительство. Выборы немедленно. Нет – голому шантажу и идеологическому запугиванию народа. Шантаж не удастся». В том же направлении пошел член Правления Левого альянса Яннис Милиос: «Опросить народ в ходе голосования – это высокое благо демократии. Вопрос «Хотите ли вы терпеть политику сокращений или выйти из зоны евро» – это упрощение проблемы. Таким образом, референдум грозить превратиться в последний трюк Папандреу в попытке предотвратить падение правительства перед лицом нарастающего давления со стороны массовых выступлений. Сейчас необходимы новые выборы».
В анархистском движении вспыхнули ожесточенные споры. «Все остается по-прежнему; никакого участия в играх правителей – бойкот референдума!» – объявили сторонники «чистой линии». Другие требовали «всеми силами» бороться за «Нет» и тем самым – за «крах зоны евро и свержение капитализма». Третья фракция анализировала на афинской Индимедиа шансы и риски сложившейся ситуации: «Ответ «Да» означает, что в последующие 10, 20 лет катастрофические социальные последствия диктата экономии, которые мы ощущаем уже сейчас, только обострятся. «Нет» повлечет за собой столь же жестокие социальные последствия изолированной, деиндустриализированной страны со слабой валютой и по большей части неподготовленным населением. Дилемма обеих перспектив, в равной мере катастрофических для рабочего класса, может быть решена лишь в том случае, если значительная часть населения организуется и выступит против капиталистической системы. Конечно, длительная слабость системы играет нам на руку, но мы в организационном отношении не в состоянии создать революционную ситуацию. Нам настоятельно необходимы политический план действий и массовая революционная организация. Самое лучшее для нас, что может сейчас произойти, – это «правительство национального единства», в котором все будут нести ответственность за диктат Евросоюза. Конечно, это принесет с собой еще более жестокие репрессии, но одновременно окончательно станет ясно, что между партиями на самом деле нет никакой разницы, и что населению придется встать на другую сторону баррикады».
В то время как консервативная «Новая демократия» (НД) столь же упрямо требовала новых выборов, как и Демократическая левая и право-популистская, православная партия ЛАОС, правящая ПАСОК была похожа на сумасшедший дом. Первым отмежевался министр финансов Эвангелос Венизелос: «Участие страны в зоне евро является историческим достижением и не может ставиться под вопрос». Последовали маневры со стороны других министров и парламентариев; депутат Васос Папандреу заявил, что лидер его партии «утратил чувство пространства и времени». После кризисных заседаний и заявлений, что он все-таки не намерен проводить референдум, но собирается открыть дорогу формированию «правительства национального единства», а затем уйти со своего поста, Папандреу получил 4 ноября вотум доверия 153 голосами из 300 депутатов.
После 6-дневного торга, 11 ноября в роли премьера был представлен бывший заместитель председателя европейского Центробанка Лукас Пападимос – финансовый эксперт, который умеет справляться с трудными ситуациями. В конце концов, он, будучи главой греческого Центробанка, участвовал на рубеже тысячелетий во введении евро – когда страна с подтасованными данными стала членом зоны евро. В правительство вошли ПАСОК, НД и ЛАОС.
Другая Греция
«В то время как вибрации истории становятся все ощутимее и доказывают нам, что мы действительно живем в историческую эпоху, Греция все больше становится похожей на неуправляемую страну. Государственные институты презираются, элементарные демократические правила не работают, законы безнаказанно нарушаются. Одновременно с безработицей и нищетой, на всех уровнях драматически растет насилие; государственный аппарат как будто растворяется, и управленческая бюрократия уже в течение некоторого времени считает правительство своим врагом. Оно не в состоянии обеспечить школьное образование, предоставить медицинские услуги, взимать налоги и разыскать уклоняющихся от их уплаты – точно так же как не в состоянии осуществлять принимаемые им же самим законы. Положение крайне ненадежно, и никто не знает, в каком направлении пойдет развитие…».
Такая крайне пессимистическая картина реальности, описанная журналисткой Василики Сиути в воскресном издании афинской газеты «Элефтеротипия» от 6 ноября, побуждает все большое число людей пытаться коллективно организовать свою жизнь.
Левые и анархистские медсестры и врачи в Афинах и Салониках открыли солидарные центры здравоохранения, в которых могут бесплатно получить лечение бедняки и люди без документов.
Территория бывших казарм в салоникском квартале Полихни захвачена сотнями граждан, которые выращивают там экологические овощи. Бездомные захватили церковную больницу города, которая вот уже год, как пустует. «Движение 136», союз профсоюзных активистов, анархистов и «возмущенных», продолжает усилия по предотвращению запланированной приватизации водоснабжения Салоник. Его цель – переход водоснабжения в руки жителей города, для чего нужно 136 евро с человека.
Анархистские группы за последние недели неоднократно выносили товары из супермаркетов в Волосе, Патрах, Афинах и Салониках и раздавали их населению на ближайших еженедельных ярмарках. Даже из муниципалитетов организуется сопротивление против чрезвычайного налога на жилье и дома. Размеры этого налога рассчитываются по количеству квадратных метров жилой площади; с октября он взимается вместе с платой за электроэнергию. Владельцам, которые не могут или не хотят платить, отключается электричество. Города с левым большинством призывают население бойкотировать уплату и формируют отряды добровольцев, которые снова подключают отключенные дома к электросети.
Ральф Драйс, Салоники
«Graswurzelrevolution». Nr. 364. Dezember 2011