Греция: Самоубийство как триггер восстания (фото/видео)

«Поскольку я стар – я не могу дать должный ответ греческому правительству (хотя, если бы кто-либо из греков взялся за автомат Калашникова – я бы последовал за ним). Не вижу иного способа с достоинством завершить свою жизнь» – из предсметрной записки обнаруженной в одежде 77-летнего пенсионера Димитроса Христуласа публично покончившим с жизнью у греческого парламента вечером 4 апреля.

По всей Греции вот уже четвертые сутки не прекращаются демонстрации и стычки с полицией. Новую волну ожесточенного противостояния «режиму экономии» вызвало самоубийство пенсионера Димитриса Христуласа перед зданием греческого парламента.  Последнее время самоубийства все чаще становятся не только одиночным актом отчаяния, но и триггером народных восстаний и массовых акций неповиновения. Тунис, Египет, Саудовская Аравия, Бахрейн, Афганистан, Индия, Мексика, Болгария – с каждым днем растет список людей, которые воспринимают суцид, как эффективную форму сопротивления. Всего лишь через два дня после выстрела перед греческим парламентом, 38-летний безработный, отец двоих детей, спрыгнул с крыши своего дома на Крите – что вызвало ожесточенные стычки с полицией и на этом греческом острове.

«Тунисский эффект» или «эффект Буазизи» (по имени тунисского уличного торговца, самоубийство которого зажгло «Арабскую весну») стал одной из основных тем дебатов в западных масс-медиа.

Вместе с тем все чаще можно встретить и другую постановку вопроса: «Не является ли в данном случае самоубийство именно убийством, совершенным государственными чиновниками»? – как интерпретируют поступок Димитриса Христуласа греческие демонстранты, требуя возбуждения уголовного дела именно за убийство. С ними оказались солидарны и ряд священников греческой православной церкви, отказавшихся трактовать выстрел греческого пенсионера, как суицид. Одним из основных лозунгов новой волны греческих протестов стала фраза «Мы не позволим капитализму убить нас, как Христуласа»!

«Ба-бах!» Раздался звук выстрела, до глубины души потрясший весь народ – 77-летний греческий пенсионер, бывший фармацевт, покончил с собой перед зданием парламента.

Звук этого выстрела эхом отозвался в сердцах людей, ощутивших его боль, как свою собственную. Ведь перед ними тоже маячит перспектива жизни в долгом рабстве, неопределенность будущего, а на языке у всех так и вертится вопрос: «и чего ради»? Страна задавлена мерами жесткой экономии. Начинается пятый год рецессии, и каждый пятый грек остался без работы. Поэтому вполне вероятно, что звук этого выстрела пробудит революционную ярость, какую доселе не видела Греция. Хотя весь 2011-й год был годом непрекращающихся бунтов и демонстраций, вызванных страхом перед введением диктатуры банкиров, но эта трагедия может стать таким же триггером восстания, каким стало самоубийство Мухаммеда Буазизи в Тунисе.

Самоубийство греческого пенсионера, которое называют не иначе, как «достойным уходом из жизни», стало достаточно мощным посланием одного человека всему народу. Банки в содружестве с политической элитой страны пытались лишить этого человека чувства достоинства. Он не был уличным торговцем фруктами, как Буазизи. Он был фармацевтом на пенсии – одним из представителей среднего класса. На этот акт отчаяния его вынудили пойти долги. «Я не желаю оставлять свои долги детям!» – выкрикнул он перед тем, как нажать на курок.

В кармане у Димитриса Христуласа было обнаружено письмо, в котором он возлагает всю вину за самоубийство на политическую элиту страны. Он пожелал «достойно уйти из жизни, а не рыться в мусорных баках в поисках пропитания». Христулас выразил тем самым подлинный страх всей Греции. Но не только Греции – боль и страх ощущают и граждане других стран западной Европы. Ведь не важно: европеец ты или гражданин США – кто из нас не погружается сейчас в пучину долгов? Самоубийство греческого пенсионера – это послание всему среднему классу, которое говорит: «у вас тоже нет иммунитета». Мы теперь ведем борьбу не только за права бедных, но и за права среднего класса. Все, что у вас еще не отобрали банки, вскоре будет отобрано. Банки еще не заставили кого-то из вас страдать? Скоро заставят. Когда? Это только вопрос времени. Греки, испанцы, португальцы, итальянцы – вы первые. Вслед за вами – французы, немцы, британцы, американцы и канадцы. Все они вскоре ощутят боль Греции – страны, находящейся под контролем банков.

В связи с этим возникают и некоторые вопросы. Послужит ли это самоубийство толчком к восстанию, наподобие «Арабской весны», и вызовет ли оно аналогичный «эффект домино»? Если это произойдет, то мы вскоре увидим, как полыхнет революция в Греции, пламя распространится на Испанию, а оттуда и на всю Европу. Или, может быть, в каждой из этих стран должно произойти самоубийство, чтобы пробудить массы? Лишь время покажет это. Сейчас никто из интеллектуалов не может сказать, что именно послужит триггером. Никто не знает, какой именно толчок понадобится среднестатистическому гражданину, чтобы пробудиться и занять радикальную позицию – «все или ничего». Сейчас можно лишь с уверенностью сказать, что трагедию греческого пенсионера так скоро не забудут.

Надим Фетэйх    Roarmag,   Перевод Дмитрия Колесника

Полный текст предсмертной записки Димитриса Христуласа:

«Правительство Цолакоглу (1) уничтожило для меня саму возможность выжить и получать достойную пенсию, которую я сам заработал (без государственной помощи) за 35 лет работы. Поскольку я стар – я не могу дать должный ответ греческому правительству (хотя, если бы кто-либо из греков взялся за автомат Калашникова – я бы последовал за ним). Я не вижу сейчас иного способа с достоинством завершить свою жизнь, и не начать рыться в мусорных баках ради пропитания. Я верю, что молодежь, у которой нет будущего, однажды возьмется за оружие и повесит предателей вниз головой на площади Синтагма, как поступили итальянцы с Муссолини в 1945-м».

(1). Георгиос Цолакоглу – греческий генерал, который 23 апреля 1941 г. подписал с представителями немецкого и итальянского командования акт о капитуляции греческих войск, после чего стал первым премьер-министром марионеточного правительства оккупированной Греции. В 1945-м был приговорен к смертной казни.

Фоторепортаж:

После похорон Димитриса Христуласа в Афинах начались расправы над одиночными полицейскими.  На фото: полицейский, избитый возле площади Синтагма. Снятую с полицейского форму и документы участники похорон сожгли на месте гибели Димитриса Христуласа.

На месте трагедии

Источник

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *