Антифашистов Грачью Погосова и Игоря Полозенко, арестованных по делу о защите жильцов общежития, принадлежащего "Московскому шелку", обвиняют по статье ст.213 ч.2 ("Хулиганство"). По версии следствия, они нанесли побои сотрудникам ЧОПа, которые занимались выселением жильцов. Адвокат арестованных Василий Кушнир сообщил PublicPost, что обыски по этому делу прошли у шести активистов, участвовавших в защите общежития. Арестованы пока двое, остальных не оказалось дома, когда пришла полиция. Фактически они находятся на нелегальном положении. "Думаю, заочно объявят в розыск", — сказал адвокат. По вменяемой анархистам статье, им грозит срок до 7 лет лишения свободы.
19 января около общежития ткацкой фабрики в Большом Савинском переулке были задержаны граждане (большинство из них активисты "Антифа"), которые пришли поддержать выселяемых из общежития людей. Анархисты установили в общежитии круглосуточные дежурства, однако ЧОП заблокировал решетку на входе во двор здания. Против активистов был применен слезоточивый газ, произошла потасовка.
Полиция задержала 39 человек. Чоповцы сняли побои и написали заявления в полицию. Было возбуждено дело по ст.116 УК РФ ("Побои"). Затем статья была изменена на более тяжкую 213-ю ("Хулиганство").
Ещё одна видео-запись, на которой активисты пытаются воспрепятствовать незаконному выселению семей из ведомственного жилья: https://www.youtube.com/watch?v=eKvHhE7pHBM
У активистов, задержанных вечером 19 января в Большом Саввинском переулке, проходят обыски, сообщил PublicPost член Координационного совета оппозиции, антифашист Алексей Гаскаров. Обыски, по сообщению ГУ МВД, проходят по шести адресам. Адвокаты пока воздерживаются от комментариев, ссылаясь на интересы подзащитных.
Вечером 19 января около 50 человек собрались в Большом Саввинском переулке у общежития ЗАО "Московский шелк", чтобы поддержать его последних жильцов, выселение которых, по мнению активистов, ведется с грубыми нарушениями закона. Несколькими днями ранее в социальных сетях появилась информация, что сотрудники ЧОП, нанятого руководством предприятия, блокировали вход на территорию общежития, в здании ломают стены, отключена горячая вода и свет, а также демонтированы системы пожарной сигнализации и камеры видеонаблюдения, что может свидетельствовать о готовящемся поджоге.
У пятерых задержанных вчера антифашистов, которых утром отпустили, сейчас идут обыски.
— spizdil kassu (@prozzz) января 20, 2013
Противостояние ЗАО "Московский шелк" с жильцами и активистами вылилось в драку с чоповцами. По словам Гаскарова, охранники били активистов металлическими прутьями и распыляли газ, а те в свою очередь отстреливались от чоповцев снежками. В итоге полицией было задержано 39 человек, часть из которых не отпускали из ОВД "Хамовники" до утра. По факту драки было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК — "Хулиганство", однако все активисты имеют статус свидетелей.
"Я сам не участвовал в происходящем, стоял в стороне и смотрел, как развивается ситуация, — рассказал PublicPost Алексей Гаскаров. — В какой-то момент появилась полиция, но они тоже не вмешивались. Я им сказал: "А вы что никак не реагируете?" В ответ они почему-то решили взять мой паспорт и задержать меня. Поздно ночью была не слишком законная, насколько я понимаю, процедура: формально опознания не было, но в отделение пришли чоповцы, которые показывали пальцем на задержанных: "Этот!" Таким образом нескольких человек отсеяли, и они оставались в ОВД до утра. Были "эшники" (сотрудники Центра "Э" — главного управления по противодействию экстремизму МВД — прим. ред.), поскольку большинство задержанных — это активисты антифашистских групп".
По словам Гаскарова, поначалу акция носила исключительно мирный характер: "Люди просто пришли в общежитие в гости". Аналогичную версию излагает и другой очевидец событий в Большом Саввинском — Зинаида Иваницкая, которая представляет в суде интересы Валентины Померанцевой, живущей в отключенном от коммуникаций общежитии с шестилетним сыном. "Я приехала на встречу с участковым — мы договаривались, что я привезу ему документы — и застала толпу перед воротами, — рассказала Иваницкая PublicPost. — Охранники не позволяли передать Валентине термосы с кипятком и бульоном, была ссора. В общежитии горячую еду не приготовить, а там ребенок… Что было дальше, я не видела, потому что отошла в сторонку, документы для участкового подобрать, а потом уже увидела распахнутые ворота. Затем приехал ОМОН, спросил, где пристав — я пояснила, что никакого исполнительного производства по данному жилому помещению нет, поэтому и пристава нет".
Конфликт в Большом Саввинском переулке тянется с осени 2011 года: "Московский шелк" предлагает согласившимся на выселение квартиры на окраинах Москвы и в ближнем Подмосковье, но жильцы сомневаются, выполнит ли компания свои обещания.
Кроме того, по утверждению защитников общежития, спорное здание "Московскому шелку" не принадлежит. В 1992 году оно не было приватизировано, а передано Госкомимуществом в пользование трудовому коллективу шелкового комбината, сказала PublicPost Зинаида Иваницкая.