Чиновники решают, как сделать систему школьного образования более дешевой и заставить учителей за те же деньги работать больше. Тем временем в школах стонут от вороха бумаг, за которыми детей уже не видно.
Не заставляйте отчитываться за каждый шаг
На недавней коллегии Минобразования директор средней школы № 1 города Ошмяны Михаил Гружевский попросил от имени коллег:
— Освободите нас от отчетности за работу в шестой день недели и необходимости жестко контролировать в этот день посещаемость. Это даст возможность детям видеть своих родителей.
Требование максимального присутствия в школе в субботу, особенно для детей из сельской местности, противоречит здравому смыслу. Между тем посещаемость в шестой школьный день проверяют все, кто только может. Госконтроль, в том числе.
И хотя Михаил Гружевский отмечает, что сегодняшнее состояние дел в отношении субботы в школе устраивает за исключением бюрократической нагрузки, заместитель премьер-министра Анатолий Тозик не доволен:
— Мне сдается, что если бы и пятница такая была, это еще больше бы устаивало. Однако в Беларуси рабочих дней в школе 165, а во Франции и Германии 230, в Японии и Китае 265. С точки зрения подготовки ребенка к будущей жизни, подготовки конкурентоспособного поколения так ли мы перегружены, чтобы как вы говорите, и в субботу, и воскресенье давать общаться с родителями?
Надо выходить на шестой рабочий день, заключает Анатолий Тозик. И будет неудивительно, если к следующему сентябрю учителей заставят работать на день в неделю больше за те же деньги. И писать о своей работе еще больше бумаг.
Каждому чиновнику — своя бумага
В обязанности директора школы входит предоставление информации в отдел образования по месяцам и запрашиваемой тематике. Например, за 2012 год входящая информация по школе, где директорствует Михаил Гружевский, составила более 1 205 единиц, из которых 127 — информация, например, протоколы, постановления, решения, справки и прочее. Исходящая информация — 899 документов. Из них в отдел образования ушли 373, остальные в различные инстанции.
Михаил Гружевский видит ситуацию с документооборотом так: Минобразования определяет стратегический вектор развития сферы, а локальная документация переводит его на тактический уровень и доводит до конкретного учреждения образования. Вот и получается большой объем бумаг.
— Управленцы без анализа и контроля не работают. Но вопрос в том, чтобы оптимизировать затраты по времени и не допустить переадресации административной нагрузки на учителя, — отметил директор школы.
Многое из того, что запрашивают в школах, есть в статистических отчетах. Однако специалисты не успевают работать с ними. Чиновнику проще дать запрос по узкому направлению, обратившись к первоисточнику.
На практике получается, что одна и та же информация запрашивается несколькими инстанциями в разной форме.
Что до внутренней документации, в каждой школе есть ряд советов, например, педагогический, методический, совет школы, родительский и попечительский. Работа каждого из них предусматривает ведение протоколов по решениям.
Учитель ходит и пишет
Еще одна дополнительная нагрузка для учителей — всеобуч. В начале учебного года они должны совершить обход микрорайона. В столице, как правило, звонят по телефону и спрашивают: «Где учится ваш ребенок?». Когда житель микрорайона Уручье бодрым голосом отвечает, что его сын учится в колледже где-нибудь в Курасовщине, он не догадывается, что у учителя на другом конце провода падает сердце. Ведь для него это означает, что нужно ехать в противоположный конец города за подтверждением.
При этом характерно, как пишет блогер Евгений, что ни одни нормативный акт не прописывает всеобуч как учительскую ответственность. Однако в Беларуси это делают именно учителя.
— Это единственный способ, как и 30-40 лет назад обеспечить контроль за всеобучем. По-другому вопрос не решается, — отмечает директор Михаил Гружевский.
Всеобуч — это не только походы, но и лишняя писанина. Обучение без отметок в начальной школе оборачивается для учителей ворохом бумаг, которые они обязаны писать и заполнять. Количество конкурсов, которые должны проходить в школе, превышает разумные пределы. Директор школы подчеркивает: важно на всех уровнях понять, что систему документооборота необходимо выстроить от Минобразования до школы.
— Это означает, что нужно определить нормы и конкретные формы документации. На основании этого перечня школы, отделы образования могут сформировать электронную базу данных, чтобы разместить их на сайтах отделов образования и сделать доступной всем, кому она нужна, — предлагает Михаил Гружевский.
Ряд документов может быть только в электронной форме, а на бумажных носителях лишь определенные из них. Для этого необходимо решать вопрос узаконивания электронной документации.
За разговорами о рабочем шестом школьном дне вопрос о том, когда чиновники избавят школы от вороха бумаг, провисает.
Виктор Листопадов, zautra.by