1918-1922: ‘Народные смельчаки’

История народных ополчений, которые боролись с итальянскими фашистами, включающая в себя рождение, рост и упадок первой в мире антифашистской группы, ‘Народных смельчаков’.

К концу Первой Мировой войны, рабочий класс Италии находился в состоянии революционного брожения. Не готовые еще сами к захвату власти, рабочие и крестьяне к 1918 г. выиграли ряд уступок со стороны государства: увеличение зарплат, 8-часовой рабочий день и признание коллективных договоров.

К 1919 г., однако, на рабочее движение нагрянул новый радикализм. Только в этом году по всему полуострову прошло 1663 забастовки, в то время как в августе новообразованное движение рабочих делегатов в Турине (предтеча рабочих советов) подчеркнуло рост новой энергичной воинственности, берущей свою силу из самостоятельной способности рабочих самоорганизоваться согласно либертарным принципам и у которой была “потенциальная цель в виде подготовки людей, организаций и идей, в продолжительной пред-революционной контрольной операции, так что они готовы заменить власть работодателя на предприятии и установить новый порядок в общественной жизни ”.*

В деревне крестьянство открыло второй фронт против государства, захватывая землю, что была обещана им перед войной. Декрет Високи сентября 1919 г. едва узаканивал кооперативы, которые уже были учреждены, тогда как «красные лиги» помогали в создании сильных профсоюзов поденщиков.

Впрочем 1919 год также отметил первые признаки защиты капиталом себя самого от растущего натиска. Встреча промышленников и землевладельцев в Генуе в апреле торжественно узаконила первый этап ‘священного союза’ против подъема рабочей силы. Начиная с этой встречи, были составлены планы на образование, в следующем году, как Всеобщей федерации промышленности, так и Всеобщей федерации земледелия, которые вместе выработали точную стратегию ликвидации рабочих союзов и рождающихся советов.

Тем не менее, в одиночку промышленники и землевладельцы не могли взять на себя борьбу против рабочего движения. Рабочие сами должны были быть усмирены до состояния покорности, их бунтарский дух должен был быть сломлен на самих улицах, по которых они ходили и полях, на которых они сеяли. Для этого капитал обратился к вооруженному бандитизму фашизма, и его наибольшему головорезу из всех: Бенито Муссолини.

Формирование фашистских отрядов

Сразу после окончания войны произошел настоящий расцвет антирабочих лиг: ‘Боевые фаши’ Муссолини, Антибольшевистская лига, ‘Фаши’ за социальное образование, Умус и т.д. В то же время, члены военного добровольческого корпуса, будучи демобилизированными, организовались в элитную силу из 20,000 штурмовиков и были немедленно использованы антирабочим движением.

Это движение состояло в основном из средней и мелкой буржуазии. Бывшие офицеры и унтер-офицеры, белые воротнички, студенты и самозанятые – все объединились ради фашистского дела в городах, тогда как в деревне сыновья фермеров-арендаторов, мелких землевладельцев и управляющих поместьями охотно вступали в войну против того, что воспринималось как Красная Угроза. И полиция, и армия активно поощряли фашистов, побуждая бывших офицеров присоединяться и тренировать отряды, предоставляя им автомобили и оружие, даже позволяя вступать в их ряды преступникам с обещанием льгот и неприкосновенности.

Разрешения на ношение оружия, в которых отказывали рабочим и крестьянам, свободно отдавались в руки фашистским отрядам, тогда как боеприпасы из государственных арсеналов предоставили Чернорубашечникам громадное военное преимущество над их врагами. В конце концов, к ноябрю 1921 г., разнообразные отряды налетчиков были сплочены в военную организацию, известную как ‘Principi’, с иерархией из отделений, когорт, легионов и особой униформой.

Народные смельчаки

Чтобы компенсировать недостатки Социалистической Партии (PSI – Partito Socialista Italiana) и главного профсоюза, CGL, активисты разных тенденций: анархо-синдикалисты, левые социалисты, коммунисты и республиканцы сформировали в июне 1921 г. народное ополчение, ‘Народные смельчаки’ (‘Arditi del Popolo’, AdP), чтобы принять бой с фашистами.

Не смотря на политическое разнообразие, ‘смельчаки’ были организацией преимущественно рабочего класса. Рабочие вербовались на заводах, фермах, железных дорогах, верфях, стройплощадках, портах и общественном транспорте. Некоторые сегменты среднего класса также участвовали, включая студентов, служащих и другие виды профессий.

Структурно НС управлялись по военной линии, с батальонами, ротами и отрядами. Отряды состояли из 10 человек и лидера группы. Четыре отряда составляли роту с ротным командиром, а три роты составляли батальон со своим собственным комбатом. Велосипедные отряды использовались для поддержания связей между главным командованием и рабочей силой в целом.

Не смотря на свою структуру, НС оставались достаточно гибкими чтобы сформировать силы быстрого реагирования в ответ на фашистские угрозы. Поведение ‘смельчаков’ было продиктовано тем, какая политическая группа контролировала конкретное местное отделение, хотя большинство секций позволяли себе фактическую независимость в действиях.

Эти секции были быстро созданы во всех частях страны, либо с нуля, или как часть уже существующих групп вроде Коммунистической партии Италии (PCdI – Partito Comunista d’Italia), военизированных ‘Arditi Rossi’ в Триесте, ‘Figli di Nessuno’ в Генуе и Верчелли, или Пролетарской Лиги (Lega Proletaria – связанной с PSI). В общем и целом, к концу лета 1921 г. было создано по крайней мере 144 секции, насчитывавших около 20 000 членов. Крупнейшими секциями были секции Лацио, в которых состояли 3 300 членов, затем шла Тоскана с 3 000 членов в общей сложности.

‘Народные смельчаки’ очень быстро выстроили свою собственную культурную идентичность, причем отдельные секции гордо щеголяли своими собственными знаками и бевыми знаменами. В то же время НС как единое целое легко узнавалось по черепу, окруженным лавровым венком, кинжалом в зубах и девизом ‘A Noi’ (Нам), знаком Директората был кинжал, окруженный дубовым и лавровым венком. ‘Ivetavecchia’, в то же время, не оставляла много места воображению при выборе своего знамени – топор, бьющий по символу фасций! Хотя у них не было, да они и не хотели, своей униформы, рядовой член ‘смельчаков’ предпочитал одеваться в черные свитеры, темно-серые брюки с красным цветком в петлицах. Их песни были прямыми и конфронтационными, как и они сами:

“Мы сдерживаем насилие
Наемников фашистов
Вооржуенная кавалерия
Человеческого освобождения
Эта вечная молодость
Обновляется верой
Людей, что требуют равенство и свободу.”

Фашистское наступление

Итальянский анархист Эррико Малатеста, комментируя массовые захваты фабрик в северной Италии в сентябре 1920 г., в которых участвовали 600 000 рабочих, предсказывал “Если мы не пойдем до конца, мы заплатим кровавыми слезами за те страхи, что мы внушаем буржуазии”. Его слова были пророческими, так как и PSI, и CGL, вместо того, чтобы расширять борьбу с заводов до уровня общин, сотрудничали с государством для возврата рабочих на свои рабочие места. Именно с этого момента государство перешло в наступление, а отряды ‘революционного действия’ Муссолини были оснащены достаточным количеством оружия, чтобы овладеть улицами.

До образования ‘Народных смельчаков’, дела шли в основном в пользу фашистов. Начиная с нападения на ратушу в Болонье, фашистские отряды прокатились по сельской местности, словно коса, предпринимая ‘карательные экспедиции’ против ‘красных’ деревень. Вслед за своим успехом там, они начали нападать на города. Профсоюзы, офисы кооперативов и левые газеты были уничтожены в Триесте, Модене, и Флоренции в течении первых нескольких месяцев 1921 г. Как пишет Росси, у них было “огромное преимущество над рабочим движением в средствах передвежения и сосредоточения… У фашистов, как правило, нет уз… Они могут жить где угодно… Рабочие, наоборот, привязаны к своим домам… Эта система дает врагу всякое преимущество: которое есть у наступающего над обороняющимся, и то, которое есть у маневренной войны над позиционной.”**

Впрочем, к марту 1921 г. появились растущие признаки того, что вводились в действие механизмы защиты рабочего класса. В Ливорно, когда рабочий квартал (Borgo dei Cappucini) подвергся нападению фашистов, все окрестности мобилизовались против них, выдворив их из города. В апреле, когда фашисты начали штурм одного из профсоюзных центров (Палаты труда, Camero del Lavoro), рабочие устроили забастовку 14-го числа и взяли в окружение фашистский отряд только для того, чтобы армия бросилась на защиту фашистов. К июлю, рабочий класс создал свое собственное вооруженное ополчение – Народных смельчаков (Arditi del Popolo, AdP).

Народные смельчаки в бою

Впервые НС поучаствовали в бою в Пьомбино 19-го июля 1921 г., когда они напали на место собраний фашистов и окружили фашистов внутри. Когда королевская гвардия попаталась вмешаться, они также вынуждены были сдаться. ‘Смельчаки’ удерживали улицы в течении нескольких дней, прежде чем огромное число полицейских заставило их отсутпить.

В Сарцане они пришли на помощь местному населению, которое умудрилось схватить одного из наиболее важных лидеров фашистов, Ренато Тиччи. Когда отряд из 500 фашистов попытался спасти Тиччи, НС были на месте, чтобы вытеснить фашистов в сельскую местность. 20 фашистов (возможно и больше) были убиты, а вожак их отряда прокомментировал: “Отряд так давно привыкший к поражениям врага, который почти всегда убегал или оказывал слабое сопротивление, не смог, да и не знал как себя защитить.”

Предательство

Впрочем, как раз в то время, когда НС создавали импульс на улицах, они были преданы соцпартией, заинтерисованной скорее в подписании пакта о ненападении с фашистами; и это в то время, когда вашисты были наиболее уязвимы. Активисты-социалисты были вынуждены своим руководством уйти из ‘Народных смельчаков’, тогда как профсоюз CGL приказал своим членам покинуть организацию.
Один профсоюзный лидер, Маттеотти, подтвердил предательство в профсоюзной газете Battaglia Sindicale: “Оставайтесь дома: не отвечайте на провокации. Даже тишина, даже трусость иногда бывают героическими.”

Коммунисты пошли на шаг дальше, сформировав свои собственные, чисто ‘классово сознательные’ отряды, таким образом в дальнейшем уничтожая движение. Согласно Грамши, “тактика… соответствовала необходимости предотвратить контроль над членами партии со стороны руководства, которое не было руководством партии”. Довольно скоро осталось только 50 секций с 6 000 членами, поддерживаемые как анархо-синдикалистским Итальянским синдикальным союзом (USI), так и анархистским Итальянским союзом анархистов (UAI).

Некоторые из этих секций снова пошли в бой в сентябре в Пьомбино, когда фашисты, что сожгли офисы PSI (той самой организации, которая предала их месяцем ранее), были перехвачены патрулем анархистов и вынуждены бежать. Пьомбино вскоре стал руководящим центром защиты от фашизма, защищаясь от дальнейшего фашистского натиска в апреле 1922 г., прежде чем окончательно уступить после полутора дней ожесточенных боев, когда фашисты, при помощи Королевской Гвардии, смогли захватить помещения USI.

В июле 1922 г. реформистская всеобщая стачка с целью защиты ‘гражданских свобод и конституции’ отметила окончательную катастрофу рабочего движения, так как остановка работы не была, да и не могла была быть сопровождаема агрессивным прямым действием. Фашисты просто поддерживали работу общественных служб при помощи штрейкбрехеров и заделались хозяевами улиц. С крахом стачки, фашисты собрали свои силы чтобы расправиться с последними оставшимися очагами сопротивления, один из которых, Ливорно, стал жертвой силы из 2 000 сквадристов.

* L. Williams – Proletarian Order (1975)
** A.Rossi – The Birth of Fascism (1938)

Источник.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *