Несколько статей о том, как “государство для народа” выселяет людей на улицу.
Принудительное выселение цыган под Гомелем
В местечке Большевик Гомельского района местные власти принудительно выселяют цыган из аварийных домов.
Целые семьи остаются без крыши над головой, сообщает «Радыё Рацыя».
«Приехал как-то депутат Юрий Белоножко, выгнал меня с маленькими детьми из дома на улицу. А потом дом разрушили», – рассказывает многодетная мать Кристина. Теперь она вместе со своей семьей нашла приют у родственников.
Представитель общины народа рома Николай Ануфриев замечает, что жилищные проблемы цыган начались с назначением нового председателя поселкового совета.
«С назначением нового председателя поселкового совета началось давление на наших людей. В одном из домов жили муж с женой, у которых было четверо детей. Правда, документы на этот дом отсутствовали. Но они купили этот дом за деньги. Чиновники вместе с милицией весной просто выгнали семью на улицу, дети стояли босиком на снегу», – говорит он.
Член Белорусского Хельсинкского Комитета из Гомеля Александр Евсеенко обращает внимание на то, что насильственные выселения цыган из жилья – это грубое нарушение прав человека.
«Чтобы разрешить ситуацию, нужно местным властям проявить добрую волю. В частности, следует помочь цыганам оформить документы на имущество. Мы видели квитанции за оплату электроэнергии. Это значит, что в каких-то госорганах дома все-таки зарегистрированы. Короткий путь защиты прав цыганской общины – это обращение в прокуратуру, чтобы она обязала местные власти обеспечить права ребенка. Там практически в каждом доме – по несколько несовершеннолетних детей», – уверен правозащитник.
По словам Александра Евсеенко, основная проблема цыган – это их всеобщая безграмотность.
«Вы обратите внимание на то, что часто эти люди заключают имущественные сделки без посредничества нотариусов. Они вообще не имеют никаких документов, поэтому и постоянно попадают в разные неприятности», – подытожил он.
В поселке Большевик компактно проживает около двенадцати семей народа рома, то есть больше ста человек. Цыгане живут в этом месте в течение тридцати-сорока лет.
Десять семей выселяют на улицу из-за ошибки чиновников
Минчан выселяют из квартир, потому что их дом якобы оказался общежитием.
– В 1990 году мой отец получил квартиру в доме №4 по проспекту Любимова. Ему выдали ордер на жилое помещение, в составе семьи из трех человек (папа, мама и я). Тогда этот документ соответствовал ордеру на жилые помещения в домах государственного жилфонда, – рассказывает «Комсомольской правде в Беларуси» Алена, жительница злополучного дома. – В 2010 году родители улучшили жилищные условия и выселились в другую квартиру. Я осталась жить на Любимова. А в прошлом году ЖРЭО Московского района потребовало у меня документы: мол, на каких основаниях я тут проживаю? Я сделала копию ордера, после чего мне пришло письмо, в котором говорится, что я проживаю… в общежитии! У меня был шок. Какое общежитие? У нас никогда не было ни вахтера, ни коменданта. И такая ситуация не у меня одной. Выселяют около десяти семей.
«Ремонт сделала, а теперь выселяют!»
Когда журналисты приехали к дому, первым делом обратили внимание на то, что на входе нет никаких табличек, говорящих о том, что это общежитие. Хотя на соседних – точно таких же панельках – таблички были. На одной указано, что общежитие для медиков, на второй – для сотрудников Минскхлебпрома. Да и внутри там сразу все ясно: на входе – вахтер, навстречу выходит комендант.
– Такой ремонт сделала, вложила деньги, силы, живу тут уже давно, – говорит одна из жительниц. – И что, сейчас меня выселять? Я когда об этом говорила на суде, представитель ЖРЭО мне сказал: а кто вас просил делать ремонт? Но ведь кто из жильцов знал, что это общежитие? Ордера-то у всех на квартиры.
Штамп в паспорте, ордера на квартиру – какие еще нужны доказательства?
В год постройки дома №4 по проспекту Любимова Мингорисполком принял решение с грифом «секретно», по которому квартиры предоставлялись для заселения Центральному комитету Общества Красного Креста. В этот дом заселяли политэмигрантов из Ирана и Афганистана. Местные жители говорят, что в основном в этих квартирах сейчас живут бывшие жены политэмигрантов или их дети. Потом столичные чиновники приняли еще одно решение: часть помещений, из которых выселялись политэмигранты, можно заселять гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Причем пользоваться нужно было Положением об общежитиях от 1986 года. Вот только ордера людям выдавали как на квартиры.
– Если бы мы знали, что нам дают место в общежитии, а не квартиру, то никогда бы и не заселились, – чуть ли не хором говорят пострадавшие.
Изучили ордера. Почти на всех читаем: «Ордер на жилое помещение». На некоторых бумажках красной ручкой дописано: «общежитие малосемейное».
– И вы на это не обратили внимания?
– Нет, конечно. Нам же сказали: квартира.
– Хорошо, а ваши квартиры приватизированы?
– Ни у кого они не приватизированы. Одна женщина только это сделала, но потом по решению суда приватизация была отменена, – говорит Алена.
– Вас это не насторожило?
– Тогда я была совсем ребенком. По сути, мы все узнали, что с нашим домом что-то не так, только в 2012 году, когда в администрации Московского района прошла прокурорская проверка. Прокуратура выявила нарушения и предписала их устранить. Вот они все и устраняют, то есть выселяют нас.
Сейчас дело Алены находится на рассмотрении в Верховном суде. И районный, и городской суды вынесли решения о выселении.
За эти годы изменились и законы, и страна
На наш запрос в ЖРЭО Московского района о том, почему людей выселяют, если по документам они живут в квартирах, а не в общежитии, мы получили письменный ответ:
«Решением Минского городского исполнительного комитета от 12.09.2001 №1254 был подтвержден статус жилого дома №4 по проспекту Любимова как общежития для малосемейных. Ряд других решений местных исполнительных и распорядительных органов, в том числе и первичная документация жилого дома при его застройке, определяют статус жилого дома как общежитие…
Что касается наличия у жильцов общежития штампа в паспорте о регистрации по месту жительства (прописки), то ЖРЭО не располагает сведениями о каких-либо особых установленных формах штампа о регистрации по месту жительства для граждан, проживающих в общежитии…
Процедуру регистрации по месту жительства осуществляют в соответствии с компетенцией органы гражданства и миграции…
С периода ввода в 1983 году в эксплуатацию жилого дома №4 по проспекту Любимова в Минске и последующим его заселением изменился не только целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения, но и форма государственного устройства страны. Сейчас сложно проводить анализ нормативно-правовой базы этого периода и комментировать его».