Воодушевленные сфальсифицированными слушаниями по АЭС в Беларуси, цирковая труппа так называемых «специалистов дирекции строительства атомной электростанции и департамента по развитию ядерной энергетики Минэнерго» отправились в столицу Литвы с целью провести свое выступление и там. Причем сделали они это далеко не из чистого энтузиазма — ведь как известно наличием оного наши политики и продажные ученые не блещут.
Заставили пойти на такой риск их условия Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, участницей которой является Беларусь. До этого нехотя пришлось выслать отчет об ОВОС в сопредельные страны, которые в последствии выразили заинтересованность принять участие в его обсуждении (на что наша сторона конечно не рассчитывала, размышляя примерно в таком ключе: «ну раз у нас все прошло гладко и народ «ЗА АЭС!», то и у соседей возмущения никакого быть не должно».
Однако выступление нашей труппы закончилось далеко не триумфом и аплодисментами, а бурной критической реакцией и разносом всей её программы.
Ещё до начала самих слушаний прошла небольшая акция протеста «Останови опасные планы — скажи «Нет!» Островецкой АЭС».
Во время которой несколько общественных активистов в «костюмах» работников АЭС с противогазами и медицинскими повязками раздавали листовки. В них утверждалось, что в результате строительства АЭС в реку Вилия/Нерис попадут технические стоки атомной станции, что разрушит ее экосистему. Кроме того, по утверждению противников строительства, «совсем рядом с территорией Литвы будут храниться опасные отходы».
Это сразу же дало понять представителям белорусской делегации то, что отличия от «высокого профессионального уровня» (так это было, по их словам, во время аналогичных слушаний в Островце — и мы не можем с этим не согласиться — уровень был действительно высок) в Вильнюсе все-таки будут.
Все пошло наперекосяк уже через полчаса после начала выступления. Проблема была в переводе докладов выступающих с русского языка на литовский. Как выяснилось, несмотря на то, что заявленными языками слушаний были объявлены оба, грамотного переводчика на русский не было предоставлено. А так как организатором слушаний выступает страна-инициатор строительства, то можно сделать вполне логичное предположение, что наша сторона отнеслась к ним «со всей серьезностью» – ведь по нашим меркам, совсем не страшно, что кто-нибудь не поймет и половины того, о чем говорится. За что она и получила реплику из зала: «Ради «птички» такие мероприятия не проводятся, речь идет о строительстве новой АЭ
С, а не о посадке садика возле государственной границы», что было поддержано бурными аплодисментами собравшейся аудитории.
После продолжительной перепалки по вопросам перевода, попыткой замены переводчика и в конце-концов, когда возмущенные части слушателей покинули зал (в их числе и председатель комитета по охране окружающей среды литовского парламента Йонас Шименас), слушания все-таки продолжились и начались долгожданные дискуссии по представленным докладам.
К удивлению актерского состава из Беларуси их представление вызвало множество «хвалебных» комментариев с литовской стороны. Вот уж чего не ожидали:
«В случае, не дай Бог, аварии, у нас будет уничтожена столица, территория страны загрязнена на 80%. Почему ничего этого нет в отчете? Это же геноцид литовского народа!» — заявила заместитель председателя комиссии развития Вильнюсского городского совета Раса Навицкене.
«Почему нам говорят, что нет вообще никакой опасности? Это такое отношение к литовскому народу, что мы такие необразованные и ничего не понимаем? Буду делать все возможное, чтобы Литва не одобрила такой отчет ОВОС», — продолжила Навицкене.
С ней согласился председатель экологического общества «Атгайя» Саулюс Пикшрис: «То, что тут говорилось, вызывает просто смех — много стройных и долгих речей ни о чем, на конкретные вопросы ответ дан не был. Слушание ОВОС нельзя признать действительным».
Далее произошло импровизированного голосование, инициированное критически настроенной стороной, и к возмущению белорусского посла Владимира Дражина, заявление о «признании слушаний ОВОС недействительными» было одобрено поднятием рук большинства собравшихся в зале. «По какому праву вы проводите голосование? Мы еще не принимаем решения», — сказал Дражин. «А мы, собрание, уже приняли», — заявила Навицкене.
Примечательно, что на большинство критики беларуская сторона отвечала наличием «официальных сведений из России, подтверждающих правильность всех наших расчетов», — и это вызывает только смех. Ведь кто как не главный спонсор данного проекта будет защищать его всевозможными способами?
По окончании собрания Дражин заявил журналистам, что, несмотря на трудности, участники собрания смогли понять друг друга и слушания следует считать состоявшимися.
С этим естественно не согласились не только литовцы, но и представители белорусской общественности, приехавшие в Вильнюс.
«Я удивилась, как плохо были организованы слушания, не говоря уже о качестве ответов на вопросы литовского Министерства охраны окружающей среды, — заявила председатель организации «Экодом» Ирина Сухий._ — На вопрос о дозе облучения в Вильнюсе наши не ответили вообще»._
По окончании слушаний литовская общественность должна до конца месяца направить свою реакцию в Министерство охраны окружающей среды страны. С учетом этих пожеланий Литва сформирует позицию по строительству Беларусью АЭС, однако правом вето она, как любое иностранное государство, не обладает — что в принципе в очередной раз доказывает «фиктивность» таких мероприятий. Однако так как в Европе любят поиграть в демократию — слушания можно использовать как повод для привлечения к проблемам атомной энергетики и строительству Беларуской АЭС в частности.
Ну а после завершения всех консультаций и слушаний отчет об ОВОС белорусской АЭС будет доработан специалистами с учетом поступивших замечаний и предложений и вместе с другими материалами, предусмотренными законодательством, направлен для проведения государственной экологической экспертизы. Впереди ещё несколько подобный мероприятий, и мы действительно озабочены вопросом: А не придется ли ОВОС переписывать с нуля ?
Судя по прошедшей реакции только в одной из стран-соседей можно не только надеяться, но и пытаться содействовать тому, чтобы в остальных странах где пройдут слушания по беларуской АЭС (а это Латвия, Польша, Украина, Австрия) нашу горячо-любимую атомную труппу приняли с таким же «успехом» как и в Литве.
А для этого несомненно нужна работа не только «где-то там», но и тут, внутри страны.
И агитация против АЭС, за Альтернативную энергетику и Энергосбережение — всего лишь один из вариантов возможного действия!