Новые случаи гибели рабочих швейной промышленности в Бангладеше из за полицейских репрессий и пожара на фабрике
После длительных переговоров, начатых в 2006 году, начиная с ноября 2010 года был установлен минимальный размер оплаты труда для работников швейной промышленности(1). Но получив свои зарплаты, рабочие многих фабрик обнаружили меньшую плату, чем ожидали. Некоторые фабрики попросту проигнорировали новую минимальную ставку оплаты труда, в других местах отсутствовали ранее установленные задолженности по зарплате. Зачастую не брался в расчёт трудовой стаж—рабочие с многолетним опытом были понижены в должности до того же уровня, что и новички. Некоторые хозяева понизили оплату труда всему штату работников, минимизировав таким образом их прибавки к заработной плате.
Когда в субботу рабочие осознали недостачу, начались забастовки и демонстрации; в столице Дакке тысячи рабочих Ashulia в Саваре, Rupganj в Нараянгандже и Газипуре громили фабрики, перекрывали дороги и дрались с полицией. В Газипуре множество рабочих было ранено в результате нападения со стороны руководства после выступления с требованием заработной платы в соответствии с новой системой оплаты труда, в то время как в Нараянгандже десять менеджеров подверглись нападению со стороны рабочих.
В Читтагонге, юго-восточном портовом городе, свыше 100 рабочих швейной промышленности из Young One Group, что находится в зоне экономической промышленности (Economic Processing Zone—EPZ) вышли чтобы опротестовать новую систему оплаты труда; хозяева сперва пытались запереть рабочих на фабрике, закрыв ворота, но бастующие пробились на улицы. Продвигаясь через EPZ, рабочие обнаружили солидарность со стороны рабочих других фабрик. Когда толпа разрослась до 2.000 человек, они разграбили несколько зданий, принадлежащих компании, избили нескольких руководителей компании и заперли их на фабрике. Исполнительный директор и другие члены управленческого персонала позже были госпитализированы.
(Young One построила ‘крупнейшую в мире фабрику по производству обуви’ близ Читатонга; на фабрике стоимостью $100 миллионов работает 30.000 человек, которые производят 100.000 пар обуви в день.)
Волнения продолжились в воскресенье; в Дакке и окрестностях 3.000 рабочих дрались с полицией и перекрывали дороги—в то время как EPZ в Читтагонге была вынуждена закрыться, поскольку 4.000 рабочих сражались с полицией. Когда столкновения усилились, полиция выпустила 600 резиновых пуль, распылила 150 канистр со слезоточивым газом и нанесла множество ударов резиновыми дубинками. Рабочие отвечали выстрелами из ракетниц и палками; дороги были перекрыты подожжёнными и разбитыми машинами, а 11 фабрик и 20 других коммерческих построек были разграблены.
Это было первым серьёзным испытанием для подразделения промышленной полиции, сформированного недавно для обуздания рабочих волнений—и оно стремились продемонстрировать твёрдость. В конце концов полицейские стали использовать боевые патроны и застрелили насмерть четырёх человек. Восемь других получили огнестрельные ранения. По всей стране было ранено около 200 человек, включая 50 полицейских.
26 человек погибли во время ещё одного пожара на фабрике
Стоило беспорядкам, вызванным неуплатой, утихнуть, вернулась другая повторяющаяся особенность жизни рабочих швейной промышленности(2). Свыше 250 человек погибли при пожарах на фабриках за последнее десятилетие, почти всегда из за незаинтересованности менеджмента в соблюдении правил техники безопасности и незаинтересованности государства в обеспечении соблюдения этих правил.
Во вторник, 14 числа в Ашулии, промышленном пригороде Дакки, на 10 этаже 11 этажного помещения фабрики Ha-Meem Group вспыхнул пожар. На 11-м этаже 300 рабочих были на обеденном перерыве в 13-00. (Большая часть из 6.000 работающих ушла из здания на обед, в противном случае жертв происшествия могло бы быть значительно больше.) 11-ый этаж был вскоре охвачен мглой и густым дымом. Последовала паника, и некоторые стали выбрасываться из окон—но выжившие сообщили, что большинство жертв произошло по причине падения рабочих с канатов, связанных на скорую руку из рулонов ткани и вывешенных из окон;
Свидетели сообщили, что четыре из семи лестниц для эвакуации были закрыты. Отчаявшись убежать от жара и дыма, некоторые рабочие выпрыгивали из окон, в то время как некоторые срывались, пытаясь спуститься на землю, используя рулоны ткани.
Многие другие были травмированы во время стремительного спуска с лестниц.[…]Мозаммель, один из раненых, сказал, «Когда кто-то крикнул ‘пожар’, многие выбежали с 11 этажа, в то время как многие, как и я, остались в столовой, думая, что это было что-то связанное с агитацией по поводу зарплат.»
«В считанные минуты нас окружил густой дым. Тогда мы побежали к лестницам, но не смогли спуститься из за чрезмерного жара,» продолжил он.
Он сказал, что они выбили окна и вывесили длинные мотки ткани, чтобы слезть. Многие упали на землю, пытаясь спуститься таким способом.
http://www.thedailystar.net/newDesign/news-details.php?nid=166145
Руководство утверждает, что там было соответствующее оборудование техники безопасности и проводились тренировки, но рабочие говорят, что только немногие с каждого этажа проходили элементарное обучение;
Многие рабочие говорили, что руководство не отбирало всех рабочих на обучение. Лишь немногие рабочие с каждого этажа получили такую возможность, чтобы не мешать производству.
Они добавили, что по большей части их обучали, как спускаться вниз в случае пожара. Их держали в неведении относительно огнетушителей и других выходов из положения.
Рабочий Васим Акрам сказал, что не проходил подобного обучения, хотя проработал там более трёх лет.
Боссы швейных фабрик печально известны тем, что настаивают на том, чтобы выходные двери и ворота оставались запертыми, дабы предотвратить хищения материалов. Это было одной из главных причин, внесших вклад в гибель от пожаров за эти годы;
Некоторые пострадавшие рабочие утверждали, что все три пожарных выхода на десятом этаже, где возник пожар, были заперты, а в какой-то момент кто-то из персонала службы безопасности закрыл все выходы на первом этаже.
Сотни пожарных взяли пламя под контроль к 19-30 и продолжили поиск тел и выживших.
После этого дела приняли свой предсказуемый ход. Семьям, потерявшим родственников, будут выплачены компенсации, будет официальное расследование причин, которое будет обещать улучшить условия. Отрасль будет стремиться заверить иностранных инвесторов, озабоченных своим Корпоративным Имиджем, и всё это исчезнет из памяти общества, и мало что изменится. До тех пор, пока рано или поздно не произойдёт другой пожар на фабрике.
Примечания
1) Смотрите публикацию: http://libcom.org/news/rage-over-wage-04082010
2) Смотрите публикацию: http://libcom.org/news/death-traps-work-home-fire-poor-bangladesh-10032010