Антирасисткий турнир «Не сдавайся 3 » прошёл в Беларуси

С момента первого турнира по боям без правил среди активистов-антифашистов прошло три года. Ситуация вокруг зарождающегося неформального движения молодых уверенных в себе людей, которых языком СМИ и отчетов правоохранительных групп, ответственных за профилактику экстремизма среди подрастающего поколения, принято именовать «антифа», обросла всё новыми неординарными фактами и событиями. Корреспондент Антифа.Ру отправился в Минск, где побывал на соревнованиях по mixfight среди бойцов-антирасистов, посетил футбольный матч команды, чьи фанаты придерживаются антинацистских взглядов и убедился — конфликт между «ультраправыми» и их идеологическими противниками давно уже перешел уровень «пионерских зарниц».

Не сдавайся!

В столице Беларуси  после недавнего теракта любые попытки заниматься какой-либо активистской деятельностью, пусть даже с минимальной политической подоплекой, в настоящий момент чреваты серьезными проблемами с милицией и спецслужбами.

«Батька взрывает страну, чтобы гайки закрутить сильнее, — с грустной улыбкой на лице говорит мой проводник — Валюты в стране нет, кризис на лицо, рады любой иностранной купюре — долларам, рублям. Не поймите неправильно, не жалуемся, но цены растут, а благосостояние нет. После терактов вокруг стало еще больше милиции и гбэшников».


Неудивительно, что ни время, ни место сбора участников не знал никто, кроме организаторов, до самого крайнего момента, а вот место проведения турнира заставило удивиться. Вместо заброшенного полуподвального помещения, которое рисовало воображение, гостей и участников ждал комфортный профессиональный спорт-зал на 200 человек.

Фотографы и журналисты проходят строгий инструктаж — лица бойцов и зрителей не должны «светиться» на фото. Характерные татуировки, которые могут выдать личность при подготовке снимков к публикации также попросили замазать.

Соревнования начинаются. Один за другим на ринг выходят пары участников. География бойцов широкая — Киров, Ижевск, Санкт-Петербург, Подольск, Брянск. Несколько особняком стоят «Три столицы» — Москва, Киев, Минск — одноименное объединение антифашистов презентовало на турнире свой проект, направленный на пропаганду «здорового жизни, свободы творчества, солидарности и взаимовыручки, уважения к истории и культуре, дружбы между народами и традиции гуманизма».

Первый турнир «Не сдавайся» был посвящен памяти Федора «Федяя» Филатова, одного из основателей Moscow Trojan Skinheads (MTS) — бригады столичных скинхедов-антифашистов. Одним из организаторов и судей был другой известный антифашист — Иван Хуторской. Через месяц после своеобразных «поминок» по убитому соратнику не стало и Ивана. «Не Сдавайся — 2» начался с минуты молчания в память об Иване. Третья часть турнира в этом плане прошла на более мажорной ноте — нет траурных лиц, количество гостей и участников растет, уровень боевой подготовки тоже.

«Не может ни радовать, что антифашисты перестали выступать в роли «мальчиков для битья», — признаются организаторы соревнований. И это не пустые слова. Дело белоруса Виталия Гуркова, многократного чемпиона по тайскому боксу, тренирующего антифашистов у себя на Родине, продолжают другие ребята. Свои имена они не афишируют, но люди, разбирающиеся в М-1, опознают «антифашистов» без труда.

Наравне с парнями на ковер выходят девушки — их четыре. На одной из них футболка с изображение прицела на спине и надписью «Life is pain», у другой на спине слово «Love», у третьей на желтой майке спящая девочка. Фигурки некрупные, но сдачи могут дать уверено. Это сразу становится ясно после первых поединков. Ну, а если не справятся, то помогут парни из группы поддержки.

«Жаль, что ребят из Москвы и других регионов подъехало немного, — говорит мне один из участников Р. (участник футбольной хулиганской фирмы Old School Syndicate) — Получается, что все призовые места остаются за минскими, а хотелось бы разнообразия. Между собой мы подраться и так сможем, без турнира».

Впрочем, все прекрасно понимают, что московские и питерские активисты сейчас находятся под бдительным оком спецслужб в связи с прошлогодней акцией протеста против вырубки Химкинского леса — тогда возмущенная действиями власть имущих молодежь забросала здание местной администрации камнями и бутылками. Благодаря оперативной работе были «прикрыты»: турнир по футболу в Подольске, несколько панк-рок концертов, с десятками «неформалов» проведены профилактические беседы разной степени законности (кое-кого ради этих бесед снимали с поездов, а некоторых вылавливали у подъездов и на работе). В итоге на скамье подсудимых оказались два человека — журналист Алексей Гаскаров и гражданский активист Максим Солопов.

Первый в Химках оказался по профессиональной необходимости — делал репортаж. Второй не скрывает, что в акции участие принимал, но вот только одно но — наблюдал за происходящим со стороны и «противоправных действий» не совершал. Ключевые свидетели обвинения скрывались, не являлись на заседания суда, путались в показаниях. На момент написания статьи дело остается незакрытым.

Методы сбора доказательств, прошляпившими «дерзких хулиганов» оперативникам, молодым людям по вкусу не пришлись — большинство предпочло «залечь на дно». «Ничего, еще повоюем, турнир не последний, — успокаивают себя участники, — Тем более, правда, за нами. С такой союзницей нельзя не победить».

Если где-то есть мир…

После окончания турнира большая часть ребят направляется на стадион. По счастливому стечению обстоятельств, в этот день любимый футбольный клуб всех постсоветских «левых» — столичный «Партизан» (бывший МТЗ-Рипо) принимает на арене стадиона «Трактор» областную «Городею». Белорусский аналог гамбургского клуба «Санкт-Паули» — футбольной иконы леворадикалов со всей Европы — в этом сезоне пытается наверстать опущенное и вернуться в высшую лигу. В 2010 команда успела сменить название, потерять часть состава, но главное сумела выжить.

В гости к «десятому сектору», где за воротами собрался весь фанатский актив, приезжают москвичи, киевляне (фанаты дружественной команды «Арсенал»). Совокупный суппорт «Партизана» составляет около 500 человек, что по местным меркам более чем достойно — среди них ни одного «наци-толерантного». В России, к моему сожалению, на практике такими результатами похвастаться не может ни один футбольный клуб, за исключением разве что «Спартака» из Нальчика… Дальше громких заявлений о неприемлемости расизма и фашизма на террасах в России не доходит.

Над трибуной поднимаются флаги, по команде «заводящего» начинают петь. Текст фанатского гимна несложный и запоминается со второго прослушивания.

Если где-то есть мир,
Где можно быть непохожим,
Где неважно какого
У тебя цвета кожа,
Где в самой тёмной ночи
Друзья зажгут искру света
Я уверен, что он!
Я уверен, что он!
Красно белого цвета!
Этот город наш! И это наши цвета! Вместе и до конца!

Подпеваю. По рядам проходит парень. Он собирает деньги на «ультру» и «поддержку своих ребят» — стандартная практика для тех, кто сталкивался с поддержкой любой футбольной команды за воротами. Сдают кто сколько сможет. Рекомендуемая сумма 5000 белорусских рублей (около 30 российских рублей, прим.ред.). Протягиваю ему купюру в 10000.

«Тебе сдачу дать?», — интересуется сборщик. Улыбаюсь: «Я от души, мне у вас понравилось». «Ну, раз от души, тогда здорово», — жмет он мне руку. «Вот видишь, даже приезжие сдают, а ты жмотишься», — агитирует он кого-то.

Тем временем один из основных «ультрас» объявляет конкурс для «молодежки» на «лучшего заряжающего». «Сила воли есть у нас!», — кричит в рупор 13-летний пацан одетый по casual-моде. «Сила воли есть у нас!», — повторяют за ним суппортеры.

Под радостные крики футболисты «Партизана» заколачивают в ворота соперников третью банку. Над стадионом ярко сияет радуга и льет теплый весенний дождь. Болельщики не смолкают до финального свистка, а после игры провожают команду аплодисментами. В то, что в высшую лигу «Рипо» вернется в следующем году и «столица станет красно-белой» на десятом секторе верят свято.

Антифашист сегодня. Портрет с натуры…
Неформальное общение с участниками движения продолжается на квартире, где гостеприимные «беларусы» вписали меня и еще пару «москалей». Беседа «за жизнь» длится почти до самого утра. За пережевыванием банальных истин о том, что «настоящие скинхеды не расисты», «словом „фашист“ сейчас обзывают всех кого не попадя», «„фашизм “ и „национал-социализм“ это разные вещи», «„антифа“ появились как реакция на рост неонацистского движения», «антирасистов можно разделить на две неравные части: пацифистскую и радикальную» — сам не замечаю, как настает утро.

Абстрактная беседа начинает обрастать реальными эпизодами. С грустью и гордостью вспомнили в ту ночь активисты имена тех, кого с ними больше нет. Стаса Маркелова и Настю Бабурову вспоминают с особой теплотой. Стас и Настя были застрелены 19 января 2009 года в Москве на улице. Собравшиеся за столом, еще не знают, что два радикальных националиста — один из основателей журнала «Русский образ» Никита Тихонов и активистка организации «Русский вердикт» Евгения Хасис — задержанные по обвинению в покушении на убийство через неделю после турнира будут признаны виновными коллегией присяжных. «В виновности Тихонова и Хасис у меня сомнений нет, — говорит, мне Р., с которым я общался ранее на турнире — Жаль, правда, что некоторые действия следствия, на мой взгляд, могли бы быть и более продуманными, чем это вышло в реале. Материалы, которые мне удалось прочитать по делу, говорят о том, что эта парочка, как минимум свихнулась. Отморозки полные…»

Образ современного активиста антифашистского за последние годы потерпел существенные перемены — их уже нельзя назвать «маргиналами-неудачниками». Борьба между «фашистами» и «антифашистами» идет не только на уровне драк, но и имиджа. Атрибуты псевдоанархиста-алкоголика отброшены «антифашистами» в дальний угол. В жизненных приоритетах: спорт, саморазвитие, образование, дружба. Появилось даже умеренно-патриотичное крыло, которое проводит различные акции под лозунгом «русские против фашизма». Этот факт, как и лозунг «Сохраним русский лес!», который звучал во время акции в Химках ставит в тупик обывателей, которые привыкли, что антифашизм в России представлен либо ультралевыми, не признающими наций, либо либералами, которые не видят порой, что проблема национализма не бывает «исключительно русской». Такую риторику «антифашисты-патриоты» объясняют так. «Нам противно, что толпы нацистов и лояльных им ультраправых называют себя русскими. Националисты, которые пропагандируют идеи национального превосходства, не имеют никакого права высказываться от имени «всех русских», — заявляют в беседе активисты, подписывающиеся под лозунгом «100% Antiracist 100% Patriot».

Возможно, я наивен… но город-герой Минск покидал с какой-то непреодолимой легкостью в сердце и верой, что все будет хорошо. Где-то в глубине надолго, как мне кажется, засела уверенность в том, что, несмотря на потери[1], которые несет антифашистское движение и проблемы с властями, у этих ребят все будет хорошо… Но при любых раскладах, у современных антифашистов «нет вариантов, кроме как стоять до конца». По крайней мере, так поется в одном из их неформальных гимнов движения, за авторством рэп-коллектива «Moscow Death Brigade»[2] и хардкор-команды «What We Feel»[3].

Mevstheworld

Источник

2 коммента

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *