В анархистской среде довольно много споров и дискуссий относительно такого понятия как патриотизм. Может ли анархист быть патриотом и что вообще понимается под этим термином? Мы считаем, что существует два вида патриотизма — государственный патриотизм, т.е. поддержка своего государства (читай властей), который по понятным причинам противоречит анархизму. И есть патриотизм как любовь к своему народу, культуре, истории и природе родного края. Такой патриотизм на наш взгляд не противоречит анархизму, если он никак не дискриминирует другие народы и культуры и не предполагает какой-то сегрегации и отделения одних этносов от других.Анархистский патриотизм не означает борьбу только за свободу своего народа и только на своей земле. Наоборот, анархист, даже считающий себя патриотом, поддерживает борьбу всех людей и народов, и если судьба забросила его на чужбину, он и там будет бороться с тиранией и несправедливостью.
Ярослав Домбровский хоть и не был анархистом, тем не менее будучи патриотом своего народа стоял на социально-революционных позициях и геройски погиб на баррикадах Парижской коммуны. Ниже мы предлагаем ознакомиться с биографией этого революционера и патриота. РД
Может ли социальный революционер горячо любить свой народ, осознавать свое родство с ним? История “Героического периода Анархизма”, охватывающая вторую половину XIX – первую половину XX вв. и наиболее яркие эпизоды классовой борьбы дают нам однозначно утвердительный ответ на данный вопрос. В пример можно привести биографии, труды, цитаты выдающихся теоретиков и пролетарских борцов того времени. Одним из самых ярких примеров выдающегося социального революционера и в то же время патриота своего порабощенного народа, посвятившего жизнь освобождению всех угнетенных от всех угнетателей, какой бы национальности они не принадлежали, является Ярослав Домбровский.
Ярослав Домбровский родился 13 ноября 1836 года в Житомире в семье обедневших польских шляхтичей. В 1845 году, в возрасте 9 лет, он был отдан в Брестский кадетский корпус. Обучение детей из польских дворянских семей в военных учебных заведениях, в условиях тотального контроля и палочной дисциплины, было тогда частью имперской русификаторской политики. Энрико Малатеста впервые был арестован в 14 лет за то, что написал королю Виктору Эмануилу II письмо, в котором рассказал о притеснениях со стороны местных властей. Ярослав также столкнулся с произволом власти в очень раннем возрасте. Однажды смотр воспитанников корпуса проводил Николай I. Он спросил у Ярослава имя, однако в ответ услышал – “Я – поляк”. Царь в ярости так толкнул маленького Домбровского, что тот упал и потерял сознание.
В 1853 году Ярослав поступил в Дворянский полк в Петербурге, затем продолжил обучение в Константиновском кадетском корпусе. После его окончания в 1855 году Домбровский получил чин прапорщика и отправился на Кавказ для прохождения службы. Четыре года он служил на Кавказе, получи звание штабс – капитана. В 1859 году Ярослав вернулся в Петербург и поступил в Николаевскую академию генерального штаба. Однако перспектива блестящей военной карьеры не прельщала Домбровского. Молодой патриот, ненавидевший самодержавие, выбрал путь революционера.
В 1857 году начал действовать “Кружок польских офицеров в Петербурге”, основной целью которого было подготовка восстания на территории Польши, налаживание связей между польскими и российскими революционными группами. Его участниками были слушатели Академии генштаба, как поляки так и русские. Возглавлял кружок Зигмунт Сираковский. В 1859 году Домбровский присоединяется к кружку и фактически становится вторым его руководителем.
В феврале 1862 Домбровский был направлен для прохождения службы в Польшу. Он сразу же становится одной из ключевых фигур польского национально – освободительного движения и наиболее последовательным защитником его социально – революционных позиций. После прибытия в Варшаву Ярослав присоединяется к революционной организации “Комитет русских офицеров в Польше”, становится одним из его руководителей. Комитет поддерживал теснейшие связи с российскими революционными группами, его участники вели переписку, организовывали встречи с лондонскими эмигрантами – Бакуниным, Герценым, Огаревым. Численность организации достигала 400 человек. В конце 1862 «Комитет»становится частью “Земли и Воли”. Также Домбровский входит в Центральный Национальный Комитет, непосредственно занимавшейся подготовкой будущего восстания. Ярослав становится фактическим лидером всего социально – революционного движения, действовавшего тогда в Польше – “Левицы красных”. В период работы Домбровского в Варшаве были осуществлены такие революционные акции, предшествовавшие восстанию 1863 года как покушения на варшавского наместника графа Лидерса, великого князя Константина Николаевича, проимперского общественного деятеля маркиза Велипольского. В июне 1862 года Центральный Национальный Комитет принял план восстания, разработанный Ярославом. Суть его заключалась в необходимости совместных действий революционеров в Польше и России. Однако заняться претворением в жизнь своего плана Ярослав не смог – 14 августа 1862 года он был арестован и заключен в варшавскую цитадель. Тем не менее когда 10 января 1863 года началось Январское восстание Домбровский через сочувствующих охранников передавал свои планы действий, что в значительной степени способствовало успеху повстанцев. Однако в том числе по причине нахождения Домбровского в заключении к руководству восстанием вскоре пришли откровенно реакционные, шовинистические круги, выступавшие за восстановление Польши в границах Речи Посполитой и фактически отказавшиеся от проведения даже буржуазных социальных реформ. Естественно подобные требования едва ли могли встретить сочувствия в российском революционном движении, а также у угнетенных в Украине и Белоруссии. Тем не менее одновременно с событиями в Польше в Белоруссии и Литве началось крестьянское восстание под социально – революционными лозунгами, возглавляемое Константином Калиновским. Также отдельные группы повстанцев действовали на территории Украины
После поражения восстания в 1864 году Домбровский был переведен на новое место заключения в Москву и приговорен к 15 годам каторги. Однако ему удалось бежать из московской пересыльной тюрьмы. В 1865 при помощи российских революционеров была также освобождена жена Ярослава, Пелагия, после чего они отправились в эмиграцию
Осенью 1865 года, после скитаний по странам Европы, Домбровский с женой поселился в Париже и устроился на работу чертежником. В 1866 году во Франции возникло “Обьединение польской эмиграции” (позже “Обьединение польской демократии”). Домбровский становится его активным участником, выступает с социально – революционных позиций. Также он встречается, ведет переписку с Михаилом Бакуниным, Александром Герценом, Джузеппе Гарибальди. В 1868 году выходит книга Домбровского “Критический очерк войны 1866 года в Германии и Италии”. В этом труде он проявил себя выдающимся военным теоретиком, а также указал на неизбежность начала войны между Францией и Пруссией. В 1869 году Домбровский был арестован по обвинению в фальшивомонетничестве, однако суд его оправдал
В 1870 году началась франко – прусская война. 2 сентября, после окончательного поражения в битве под Седаном, Наполеон III был пленен.Домбровский просит пришедшее в результате народного восстания 4 сентября у власти “правительство национальной обороны” о создании польского легиона в частях, формируемых для продолжения войны с вторгшимися на территорию Франции прусскими войсками прибывшим из Италии Гаррибальди. Однако “правительство национальной обороны”, которое было готово в любой момент обратиться за помощью к оккупантам для собственной защиты от французских трудящихся, в создании польских частей отказало. В марте 1871 года Ярослав Домбровский прибывает в Париж. Начинается наиболее героический период в его полной революционных подвигов жизни
18 марта в результате Социальной Революции власть буржуазии была свергнута. Правительство и эксплуататоры бежали в Версаль. Началась прекрасная и трагическая история Парижской Коммуны, делу защиты которой Ярослав Домбровский отдал все свои силы, умения, знания, и саму жизнь
Сразу же после победы Революции 18 марта Домбровский настаивал на организации немедленного похода на Версаль. Национальная Гвардия насчитывала тогда около 200тысяч человек, в то врямя как буржуазнаое правительство Тьера имело в своем распоряжении не более 25 тысяч солдат. Однако Центральный комитет Национальной Гвардии, которому фактически принадлежала власть после победы восстания, проявил преступную нерешительность и отказался от активных действий в борьбе с реакцией.
После начала активных боевых действий 2 апреля Домбровский становится командиром 11 легиона. Он возглавлял оборону на наиболее опасных участках, под его руководством было осуществлено большинство успешных боевых операций. Его беспримерной храбростью и военными талантами восхищались все бойцы Коммуны. В десятых числах мая, когда версальские войска почти вошли в Париж, Домбровский фактически становится командиром всех вооруженных сил Коммуны. Он не покидает передовые позиции, все время находится под огнем. Известно, что адъютанты Домбровского жили не больше восьми дней
Утром 23 мая, когда бои шли уже на улицах Парижа, Ярослав Домбровский был смертельно ранен и через два часа скончался. Когда тело полководца Коммуны несли по охваченным огнем улицам Парижа, ее последние защитники брали ружья “на караул”. На следующий день, под ураганным огнем версальской артилерии, Ярослав Домбровский был похоронен на парижском кладбище Пер – Лашез. Сотни восставших трудящихся, которые сами были в шаге от смерти и знали об этом, пришли проститься с великим революционером. Такова была любовь коммунаров к своему полководцу.
Парижская Коммуна, за которую отдал жизнь Ярослав Домбровский, стала первой пролетарской революцией. Впереди трудящихся ждут новые восстания, новые победы, возможно, временные поражения. В предстоящих классовых битвах нам необходимо учитывать опыт революционных движений прошлого. Общеизвестным является тот факт, что подавляющему большинству борцов “Героического периода Анархизма”, в частности, Ярославу Домбровскому, при полном отрицании государственного патриотизма не было чуждо чувство любви к своему народу, народный патриотизм. Таким образом, будучи непримиримым врагом фашизма, шовинизма, интегрального национализма, мы социальные революционеры, интернационалисты, вовсе не обязаны становиться космополитами, отказываться от народного патриотизма. Возможно любовь к собственным порабощенным “отечественной”, а иногда и иностранной буржуазией народам позволяла борцам “героического периода анархизма” совершать подвиги, выносить невероятно трудные испытания, по сей день заставляющие восхищаться ими, вдохновляющие нас на новые свершения на пути к Победе.