Как и стоило ожидать руководство предприятия «Гранит» оказывает давление на активистов независимого профсоюза БНП. Устранить отдельных активистов руководству не составит труда. Поэтому в конце данного сообщения мы приведём ещё раз статью из нового номера рабочей газеты Наша Правда №5, прочесть весь номер газеты можно скачав её здесь. В шестом номере одноимённой газеты Инициатива Рабочей Солидарности вернётся к данной теме и предложит рабочим Гранита альтернативные формы борьбы и сопротивления руковдству предприятия и местной власти заинтерисованной в откатах денежных средств с «Гранита» в свой карман.
На мікашэвіцкім прадпрыемстве па здабычы будаўнічага каменю «Граніт» звольнілі жонак двух актывістаў незалежнага прафсаюзу.
Як апавёў сакратар прафсаюзу Анатоль Літвінка, ягоную жонку звольнілі, не прапанаваўшы ніякай іншай пасады. Спадарыня Людміла працавала машыністкай канцылярыі на замене дэкрэтнага адпачынку:
— Яны непасрэдна на нас ужо ня ціснуць, а ціснуць праз сваякоў. Пры гэтым шукаюць такія хады, каб нельга было зачапіцца юрыдычна. Мая жонка працавала на замяшчэньні дэкрэтнага адпачынку. Тая дзяўчына, якую яна падмяняла, яшчэ павінна была больш за два гады быць у дэкрэце. Аднак атрымалася так, што яна выйшла з дэкрэтнага адпачынку. І, як мы даведаліся, гэта яе проста папрасілі выйсьці, каб звольніць маю жонку. Такім чынам яны хочуць націснуць на мяне.
Анатоль кажа, што звычайна ў падобных сытуацыях чалавеку прапануюць іншую пасаду, аднак ягонай жонцы Людміле ніякіх варыянтаў не знайшлі:
— У нас паводле практыкі было так на прадпрыемстве: калі ўжо чалавек працуе на замене дэкрэтнага адпачынку, для яго зараней ужо шукаюць іншую пасаду, але пакідаюць працаваць. Але з маёй жонкай вось так абышліся, бо яўна замова была. Так, фармальна атрымліваецца ўсё правільна. Аднак нядаўна ў мяне адбылася размова з начальнікам структурнага падразьдзяленьня, дзе мне зрабілі намёк наконт працы маёй жонкі.
Падобная сытуацыя здарылася і з жонкай іншага прафсаюзнага актывіста. Жонку рабочага «Граніту» Мікалая, які прасіў не называць ягонага прозьвішча, звольнілі з пасады вартаўніка, дзе яна таксама працавала на падмене дэкрэтнага адпачынку.
Мікалай кажа, што ёй таксама не прапанавалі іншай працы. Актывіст перакананы, што гэта — такі спосаб ціску на яго за ўдзел у незалежным прафсаюзе:
— Як сказаў начальнік драбільна-сартавальнага заводу Сяргей Міхайлаў, гэтыя актывісты дзесяцігодзьдзямі разам зь сем’ямі ня змогуць уладкавацца больш на „Граніт“. Маўляў, дзясятае пакаленьне іх на завод не ўладкуецца. Гэта непасрэдна на планёрцы ім былі сказаныя такія словы ў прысутнасьці многіх людзей.
Пры канцы 2011 году некалькі соцень працаўнікоў прадпрыемства па здабычы будаўнічага каменю «Граніт» у Мікашэвічах напісалі заявы на выхад з афіцыйнага прафсаюзу. Такім чынам працаўнікі выказалі пратэст супраць нізкіх, на іх думку, заробкаў, пагардлівага стаўленьня з боку адміністрацыі і бязьдзеяньня афіцыйнага прафсаюзу. Рабочыя правялі ўстаноўчы сход суполкі незалежнага прафсаюзу і цяпер дабіваюцца рэгістрацыі гэтай суполкі.
Рабочие «Гранит» покинули официальный профсоюз!
Белорусское государство привыкло рассматривать трудовой народ как молчаливую и покорную массу. Однако людское терпение небезгранично! В нашей трудовой среде возрастают недовольства. Трудящиеся стали активно выискивать способы решения насущных проблем, прибегая ко всё новым и новым формам саботирования государственных институтов. Так в конце декабря 2010 года несколько сотен работников «Гранита» добровольно вышли из профсоюзной организации ФПБ в знак протеста против низких, по их мнению, зарплат и плохой работы профсоюзного комитета предприятия. Примерно 600 работников РУПП «Гранит» покинули официальную профсоюзную организацию. Всего на «Граните» работает чуть менее 3 тысяч человек. То есть, из официального профсоюза вышел каждый пятый работник предприятия.
220 водителей АТП РУПП “Гранит” вышли из официального профсоюза, за ними последовали рабочие других цехов и заводов данного унитарного предприятия. Люди не чувствуют защиты своих прав в нынешней экономической ситуации: цены растут с каждым днем, а зарплата прежняя. Реакция руководства предприятия оказалась незамедлительной. Рабочим и их семьям, написавших заявления о выходе из профсоюза, сразу же начали поступать угрозы со стороны руководства. Рабочие рассказывают: – По машине моего друга выстрелили из ружья, – говорит один из водителей белаза. – А моим родителям звонили с просьбой образумить меня, – рассказывает экскаваторщик. – Угрожали уволить с работы! А кто работать будет? Нас же сотни! – Забегали, зашевелились, а раньше о чем думали? Людское терпение не безгранично! Руководство “Гранита” запугивало рабочих угрозами не продлить контракт с протестующими. Контракты со многими рабочими были заключены на один год. Кроме того, грозят уволить с работы жен, матерей вышедших из официального профсоюза рабочих, которые также работают в объединении РУПП “Гранит”. Но и это не повлияло на решение трудящихся. Уверенность и сплочённость рабочих вынудила администрацию предприятия и официальный профсоюз провести совместное заседание. Руководители и бюрократы обсудили различные возможные экономические улучшения для рабочих. Какие-то из них приняли к исполнению. То есть, фактически признали, что рабочие имели основания к недовольству. Надеялись на молчаливую покорность человека труда? Просчитались. Чтобы как-то вернуть доверие рабочих к руководству был уволен предстатель профорганизации ФПБ РУПП “Гранит” Николай Якубович, освобождена от должности начальник отдела труда и заработной платы. Также планируется отстранение от должности и генерального директора предприятия, правда как говорят, сотрудники предприятия, он сам уже давно не хотел этой должности и собирался уйти на пенсию.
Выйдя из официального профсоюза, сотрудники предприятия обратились в один из немногих существующих в стране независимых профсоюзов. В него захотели перейти около 200 человек. Белорусский независимый профсоюз (БНП), пообещал, рабочим вступится за их определённые интересы. БНП занялся решением вопроса регистрации независимого профсоюза на “Граните”. Это позволит членам профсоюза перезаключить коллективный договор с нанимателем на новых условиях и выбить маломальские уступки от руководства.
6 января на РУПП «Гранит» в Микашевичах (Брестская область) состоялась встреча руководства предприятия с представителями Белорусского независимого профсоюза (БНП) выступающего от имени рабочих. На встрече также присутствовал представитель местной административной элиты председатель Брестского облисполкома. Сами же рабочие находятся в стороне от бюрократических волокит, ожидая того, что решат между собой субъекты от двух сторон политических и руководящих органов.
Мы поддерживаем рабочих «Гранита» за их сплочённость и решительный шаг, связанный с выходом из официального профсоюза. Тем не менее, наш коллектив считает стратегически неверным то, что часть рабочих возлагает надежды на БНП. К сожалению, само название независимый расплывчато и всякие профсоюзы устроены, так что в нём есть руководство и рядовой состав, то есть мы с вами, трудящиеся. И если поначалу руководство слушается нас, становясь на нашу сторону, даже добивается незначительных улучшений условий труда, то потом нас по-прежнему будут эксплуатировать, так как руководство предприятия попытается подкупить новый профсоюз, а руководители и управленцы предприятия продолжат получать прибыль с труда своих подчинённых.
Многие трудящиеся всерьез думают, что профсоюзы не защищают их права лишь потому, что они, профсоюзы, прогосударственные и зависимые. До сих пор у большинства есть иллюзия того, что уж “независимые” профсоюзы, точно защитили бы трудящихся от произвола начальников и государства. К сожалению это не так, и вся история рабочей борьбы то подтверждает. Каким бы “независимым” не называл себя профсоюз, его цель – соглашение с начальством, достижение “взаимовыгодного” сотрудничества работника и нанимателя. Проще говоря, делать так чтоб и эксплуатация работников протекала выгодно для нанимателя, и более-менее приемлемо для рабочего. Объединение рабочих, радикально выходящее за эти рамки – уже не профсоюз. Также стоит отметить, что такой профсоюз является легальной структурой и все его рядовые участники становятся видны власти и капиталистам. Соответственно при следующей необходимости отстоять своё права на достойный труд, рабочим будет ещё сложнее, так как весь актив будет уже виден руководству и оно будет использовать любые средства чтобы заставить рабочих замолчать. Примеров тому много в соседней России, где на активистов независимых профсоюзов оказывают давление, в том числе и физическое, либо сажают в тюрьмы по надуманным предлогам. Так произошло с профсоюзным активистом Валентином Урусовым, который возглавлял комитет профсоюза «Профсвобода» на горнообогатительном комбинате алмазодобывающей компании «АЛРОСА» в посёлке Удачный (Республика Саха), и руководил акциями протеста рабочих с требованиями улучшения условий труда. Ему удалось организовать первую на предприятии забастовку и привлечь к ней 1 000 человек (10 % населения посёлка). 13 сентября 2008 года был арестован по подозрению в хранении наркотиков, в декабре 2008 года приговорён Мирнинским районным судом к шести годам заключения. Рабочим надо понять, что независимый профсоюз это не цель, а лишь одно из средств для борьбы за свои права, и как показывает практика, далеко не самое эффективное. Добиваться улучшений условий труда, повышения заработной платы или увольнения надоевшего начальника можно с помощью коллективных действий самих рабочих, путем забастовки, саботажа или других форм давления. Для этого не надо искать законных путей, потому что сами власти плюют на закон, когда им это выгодно, как показывает опыт того же «Гранита», где руководство предприятия вопреки закону не разрешило создание независимого профсоюза. Да и провести забастовку по закону в нашей стране практически не возможно. Значит надо искать другие пути.
Наша Правда №5 (октябрь-декабрь 2011)