Беларусь: впереди только буря

Социалисты из «КРИ» оценили экономическую ситуацию в Беларуси. Рассудили со своей точки зрения последние стихийные подъёмы и массовые протесты в нашей стране. Прежде, чем читатели изучат предоставленный анализ и социалистическую программу от «КРИ», вначале краткое примечание от нашего коллектива:

Мы, анархисты, в отличии от социалистов не требуем от этой власти и прочих на неё претендующих господ никаких полумеров. Мы занимаемся демонтажем государственных режимов, будь то Лукашенковского или какого-либо другого, питающего свои силы за счёт капиталистического устройства. Рост инфляции и прочие экономические ужимки (кризисы) могут прекратиться раз и навсегда, лишь с полной ликвидацией капиталистической системы и ниспровержения власти её защищающей. Над нами, анархистами, никогда не довлеет политический страх, коим, диктатор Лукашенко опоясывает буржуазную оппозицю и прочих партийных функционеров.  РД

После разгрома организованной оппозиции, летнего стихийного подъёма, массовых акций протеста, наступило временное затишье.

Белорусская экономика движется к новым проблемам, а, возможно, и к дефолту. Российский капитал захватывает все новые куски госсобственности, приближая конец «интеграции» — превращение страны в регион России. Бонапарт Лукашенко продолжает истерично угрожать всему миру и белорусским гражданам, запрещая выезд за границу для всех, кто работает в силовых и репрессивных органах. Рабочий класс осторожно делает первые шаги к организации и борьбе. Буржуазная оппозиция восстанавливает свои силы. Развязка неминуемо приближается.
Экономическая удавка

Секрет белорусской стабильности конца 90-х, начала нулевых был связан с дешёвыми российскими энергоносителями, которые обеспечивали низкую себестоимость продукции предприятий. Вырученные от экспорта средства пускались на социальные нужды. Все изменилось, когда Газпром решил компенсировать убытки от мирового кризиса и поднять цены на энергоресурсы для Беларуси до европейского уровня. Социальный бюджет страны — единственная опора режима, начал трещать по швам. Лукашенко открыл наступление на социальные гарантии: было отменено множество льгот широким слоям населения — пенсионерам, ветеранам, чернобыльцам, студентам, инвалидам разных категорий. Но этого оказалось недостаточно — с конца 2007 года, режим начинает активно привлекать кредиты, чтобы залатать дыры в бюджете.

Рост внешнего государственного долга Беларуси поистине впечатляет: за последние пять лет он вырос в 21 раз и к началу этого года составил 62,3% от ВВП. Без того тяжелое положение усугубляет тот факт, что с этого года ежегодно 4–5% от ВВП необходимо пускать на погашение ранее взятых кредитов. А средств на рефинансирование госдолга, учитывая развернувшийся долговой кризис в Европе, никто просто так не выделит. МВФ уже отказал в помощи, а Россия выдвигает условия дешёвой приватизации, желая полакомиться государственной промышленностью, к примеру, активно идут переговоры о продаже нефтепровода «Дружба», нефтеперабатывающего завода «Нафтан», МЗКТ (Минского завода колесных тягачей), БМЗ (Белорусского металлургического завода), МТЗ (Минского Тракторного Завода), «Беларуськалия», БелАЗа, МАЗа, МТС и других предприятий.

Несмотря на то, что Беларусь не вступала в ВТО, посредством Единого экономического пространства (ЕЭП) страна почувствует «все прелести» от подписанных Россией соглашений. Через несколько месяцев начнут действовать ввозные таможенные пошлины на многие виды товаров, которые Беларусь сейчас беспошлинно продает на российском рынке. Учитывая, что основной экспорт белорусских товаров приходится на Россию, этот удар по доходам в бюджет заставит режим лихорадочно искать выход, а скорее всего, перестать упираться и начать продавать предприятия по «рыночным» ценам, а не на условиях, выдвигаемых сегодня самим Лукашенко.

Вступление в ВТО кроме всего прочего запрещает прямую господдержку сельского хозяйства, очевидно, что Россия, присоединившись к этой организации, будет требовать подобных мер и от партнеров по ЕЭП. Для белорусского сельского хозяйства, существующего в основном за счет дотаций — это будет смертельным приговором.

Рост государственного долга продолжится, угрожая обернуться дефолтом, режим не видит никаких иных способов это остановить, кроме как продолжать сокращать социальный бюджет (новые реформы уже готовятся) и ускорять приватизацию, латая этими средствами дыры в бюджете, тем самым уничтожая последние остатки опоры и поддержки в массах.
Последствия валютного кризиса

Прошлогодний кризис белорусской экономики стал результатом популистской политики режима, пытавшегося купить поддержку трудящихся перед выборами. Попытка директивно поднять зарплаты, запустив печатный станок, когда невозможно контролировать объем выпуска и реализации товаров, стоимость энергии и комплектующих, а также цены в сплошь частной розничной торговле привела к тому, что денежная масса спустя некоторое время рухнула на головы простых граждан обвальным ростом цен, инфляцией и девальвацией рубля. Обещанная режимом зарплата не ниже $200 обернулась пустым словом. Сегодня большинство рабочих Беларуси получает от $120 до $200, только треть рабочих имеет зарплаты выше $240. Уровень зарплат в целом понизился и продолжает понижаться, капитал не спешит возмещать работникам рост инфляции, которую власть планирует удержать в районе 20% за этот год.

Решения, которые принимает Лукашенко, чтобы как-то сгладить последствия инфляции, откровенно не работают. Так административное регулирование цен на молоко в частном секторе оборачивается тем, что дешевое молоко становится дефицитом. Капиталисту выгоднее работать на экспорт, чем на внутренний рынок. В районных центрах Беларуси рассказывают, что молоко по заниженным ценам привозят только три раза в неделю. По таким случаям собираются большие очереди, всем его не хватает, многие покупают про запас, а некоторые для перепродажи.

Понятно, что бедные стали беднее, а что с богатыми? Как замечают экономисты: «все экспортоориентированные предприятия заработали в прошлом году сверхприбыль за счет резкого снижения стоимости труда, комплектующих, и вышли из этого кризиса, став богаче». Комментарии, как говорится излишни.

Однако обман рабочих не проходит даром, 13 февраля этого года на Борисовском заводе автотракторного электрооборудования (БАТЭ) прошла стихийная акция протеста, когда рабочие увидели в расчётных листках зарплату равную 180 $, что ниже даже того, что они получали раньше. Конфликт удалось временно погасить обещанием повысить зарплату на 20%. Как считает лидер местного независимого профсоюза: «Вспышка недовольства, которая была на БАТЭ, будет и на других предприятиях в ближайшее время». За последние десятилетия правления Лукашенко, рабочий класс Беларуси сильно омолодился. Попробуй, объясни молодым трудящимся, почему они должны горбатиться за копейки, без какой-либо перспективы. Именно эти молодые трудящиеся вскоре вступят в открытую борьбу.
Политический страх

Жестокое подавление протестов сразу после предновогодних выборов 2011 года мы объясняли страхом режима перед «цветной» революцией. Разразившийся валютный кризис и теракт в белорусском метро на время оглушили трудящихся и ввели в ступор. Развернувшиеся летом протесты под вывеской движения «революция через социальные сети» привлекали в основном студентов, молодежь, интеллигенцию и часть молодых рабочих. Несмотря на это, настроения среди широких слоёв трудящихся были однозначно на стороне тех, кого разгоняли внутренними войсками. Молодой рабочий МТЗ рассказал о случае, который произошел осенью прошлого года: ОМОНовца, который принялся громко рассказывать по телефону о своём участии в подавлении протестов, услышав это, вытолкали из троллейбуса обычные пассажиры.

Рабочий класс, еще не расправил свои плечи, однако настроения среди рабочих явно будут двигаться в сторону радикализации и столкновений с бонапартизмом. Приватизация ускорит этот процесс, поскольку новые в большинстве случаев российские собственники начнут сокращать рабочие места и понижать зарплаты. Это понимают и буржуазные аналитики, обсуждая приватизацию БМЗ один из «экспертов» замечает: «Сегодняшний штат БМЗ выглядит завышенным. Скорее всего, у нового собственника, если он появится, будет большое желание сократить численность работников». Подобные рассуждения можно встретить вокруг приватизации и других предприятий.

Роль белорусского режима, постепенно будет смещаться к более активному подавлению именно рабочих выступлений, ведь российскому капиталу, который получит основные лакомые куски, Лукашенко и его репрессивный аппарат будут необходимы как послушная дубинка против трудящихся. Сам режим страшится не только «цветных революций» но и аппаратного переворота, как еще объяснить решение запретить выезд за границу всем сотрудникам правоохранительных органов Беларуси, в частности, КГБ, прокуратуры и МВД? Бонапарт помнит, как во время предыдущих выступлений после выборов, лейтенант милиции, солидаризируясь с протестующими, кричал в ответ на действия ОМОН у здания Правительства: «Вы что, идиоты?!».
Нужна организация и программа

Буржуазная оппозиция была разгромлена, однако, она быстро восстанавливает свои силы, ведь доверие масс режим потерял окончательно. Но, так же как и российская оппозиция, белорусская неспособна предложить никакой конкретной программы отличной от того, что уже проводит Лукашенко. Левые организации в стране отсутствуют, а небольшие группы социалистов, не занимаются никакой агитацией, погрязнув в «академическом марксизме».

Когда рабочий класс начнет действовать, на его горбе обязательно захочет подняться буржуазная оппозиция. Уже сегодня тональность многих материалов на оппозиционных сайтов меняется в сторону поддержки независимых профсоюзов и рабочих выступлений. Как и в девяностые, трудящихся хотят использовать как таран против бонапартизма, но не во имя реальных изменений. Оппозиция не остановит приватизацию, не остановит неолиберальные реформы, не поднимет уровень жизни, а без этого о политической демократии можно будет позабыть. Чтобы держать проснувшийся рабочий класс в узде нужны репрессивные органы и новая диктатура.

Развивающийся социальный кризис вскоре обернётся новым политическим подъёмом. Настоящие левые должны быть готовы к этому — наша позиция остается неизменна: демонтаж диктаторского режима Лукашенко, никакой поддержки буржуазной оппозиции, которая продолжит его дело, построение массовой рабочей партии для реализации социалистической программы:

— Создание комитетов борьбы на рабочих местах, в университетах, в районах против режима Лукашенко

— За созыв учредительного собрания всех слоев трудящихся, для создания рабочего правительства

— Остановить репрессии. Свободу всем политзаключенным!

— Индексацию заработной платы в соответствии с ростом инфляции

— Остановить приватизацию. Обобществить промышленность. Всем предприятиям — рабочий контроль и управление

— Нет урезанию бюджета. Отказаться от выплат по всем внешним кредитам. Обобществить финансовый сектор для прямых инвестиций в развитие промышленности и инфраструктуры

— Отменить все антирабочие, антипрофсоюзные законы

— Демократически планировать производство, исходя из потребностей рабочего класса и близких к нему слоев общества

Источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *