Сразу же после полуночи 21 декабря 2012 тысячи сапатистов со всех баз поддержки EZLN стали молча организованно стекаться во все города штата Чиапас. Заканчивается календарь майя – начинается новый цикл борьбы, и тысячи сапатистов молча стекаются с всех сторон, оккупируя площади всех городов штата Чиапас.
Сапатисты вернулись. Колонны сапатистов текут словно вода реки, побеждающая меч. (Одна из притч, которую любит рассказывать субкоманданте Маркос: «Дерево пыталось победить меч, но меч срубил дерево. Камень тоже не смог победить меч. Лишь вода реки, обтекая меч, бежит по своему пути, сливаясь с другими реками, наполняясь притоками – бежит туда, где боги, породившие этот мир, смогут утолить жажду» — прим. пер.).
В дни, когда некоторые с нетерпением ожидают начала рождественских праздников, некоторые ждут «конца света» по календарю майя, мы ждем нового коммюнике от генерального командования EZLN, о скором оглашении которого было объявлено в ноябре по всем городам Чиапаса, отмечавших годовщину начала сапатистского восстания в 1994-м.
Всякие фрики – поклонники «нью-эйджа» по всему миру могут себе готовиться к концу света, но у майя на этот счет свои соображения. Они шлют нам совершенно другое послание – они говорят о начале нового мира, который они молча готовили на протяжении последних двадцати лет.
Сразу же после полуночи 21 декабря 2012 тысячи сапатистов со всех баз поддержки EZLN стали молча организованно стекаться во все города штата: Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Окосинго, Лас Маргаритас, Альтамарино и оккупировать центральные площади.
Лица сапатистов закрыты пасамонтанами, на шее – сапатистские косынки. Это те же площади и те же города, которые сапатисты оккупировали в ходе начала своего восстания в январе 1994-го года. Но на этот раз они шли мирно и в полной тишине под проливным дождем, восторженно встречаемые жителями городов.
После этого «тихого марша» сапатисты также молча вернулись в свои коммуны. Это наиболее массовая мобилизация сапатистов с мая 2011-го, когда совместно с «Движением за мир, справедливость и человеческое достоинство», возглавляемое мексиканским поэтом Хавьером Сицилия, они вывели 30 000 человек на площадь Сан-Кристобаля в протест против продолжения «войны с наркотиками», унесшей жизни более 70 000 мексиканцев. Сейчас сапатисты ждут нового коммюнике Генерального Командования EZLN.
Очевидно, что сегодняшняя массовая мобилизация сапатистов – это ответ на усилившиеся репрессии на них со стороны правительства и парамилитарес, начавшееся с возвращением к власти в Мексике партии «Институционно-революционной партии» (PRI) – той самой партии, против правления которой изначально и восстали сапатисты в 1994-м. А этот «тихий марш» — это также и послание миру: сапатисты здесь – они молча идут своим путем, словно вода, обтекающая меч….
Леонидас Ойкономакис Roarmag
Реальные майя и их пророчества
Когда коренные индейцы майя на юго-востоке Мексики подняли революцию 1994-го, они, конечно же, не думали о «конце света». Для сапатистов – индейцев майя, если и был «конец света», то наступил он еще 1 января 1994-го, когда Мексика вступила в Североамериканское соглашение о свободной торговле – NAFTA.
Для сапатистов майя экономическая глобализация была равносильна «смертному приговору» — они отлично сознавали, что она убьет традиции майя и окажет опустошительное воздействие на их земли.
Поэтому в тот холодный зимний день, повстанцы-майя, вооруженные преимущественно палками, камнями и лишь небольшим количеством огнестрельного оружия – подняли восстание и объявили о начале новой эры. Однако «новая» не обязательно значит «лучше»: восстание индейцев не привело к изменениям мексиканской конституции и полному признанию коренных народов, в качестве юридического субъекта.
Тем не менее, можно сказать, что последствия экономической глобализации и восстания майя в 1994-м сапатисты четко предвидели. Они ведь действительно предсказывали, пусть не «конец света», но во всяком случае — крах западной капиталистической экономики.
Предсказания сапатистов действительно можно назвать «пророчествами» во всех значениях этого слова – это и некое учение, и предсказание, и предвосхищение будущих событий. Когда сапатисты заявили в «Первой Декларации Лакандонской сельвы» об окончании эры партийной политики – это было не только предсказание о возникновении альтернативных методов политической борьбы (в том числе прямой демократии, присущей традициям майя и отличной от нашей представительской демократии), но это было, по сути, и предвосхищение краха политических институций современного западного общества.
В 1999-м и 2007-м спикер повстанцев-майя субкомманданте Маркос предсказывал скорый крах финансовой и банковской системы. Мало того, сапатисты предсказывали и скорый крах Lehman Brothers: «компании и государства начнут рушиться за считанные минуты и не в результате бурь пролетарских революций, а в результате финансового урагана». Разве это вам не пророчество?
Пророчество сапатистов-майя можно считать и началом конца мифологии свободного рынка, что гораздо позже нашло отражение в подъеме движения «Оккупай». Мифы рушились, погребая под собой все обещания о процветании, а соглашение о свободной торговле Nafta, по сути, ознаменовало собой начало целой серии кризисов. Именно сапатисты первыми увидели эту тенденцию.
Для мексиканского правительства соглашение Nafta открывало путь в элитный клуб всемогущественного корпоративного мира, а для сапатистов же оно означало начало длительной исторической войны с очередными прожорливыми колониальными и неоколониальными хищниками. Для кого-то культура майя – это лишь источник всяческого апокалиптического бреда, для кого-то – «архаизм», «пережиток прошлого», существующий ныне лишь для развлечения туристов.
Кто-то утверждает, что майя давно вымерли, как многие другие народы, что не только свидетельствует об ужасающем невежестве и узколобости, но и является некой формой идеологического маневра, предпринимаемого с целью оправдания эксплуатации современных индейцев и ради использования их дешевого труда, приносящего миллиардерам огромные прибыли от туристической индустрии.
Современные майя сталкиваются с массой проблем: алчные корпорации ведут добычу полезных ископаемых на их землях и, в частности, сейчас северные майя виксарика-уйчоли ведут ведут отчаянную борьбу против канадской горнодобывающей корпорации; в местной туристической индустрии все более утверждаются российские и китайские компании, уже господствующие на полуострове Юкатан и на «Ривьере-Майя».
Нынешним майя предстоит выдержать неизбежную битву за свое же наследие, причем как за наследие материальной культуры (археологические объекты), так и не материальной (астрономические, ботанические, лингвистические знания), так как сейчас распространяется практика патентования древнего наследия культуры майя (в том числе и попытки патентования уникального сложного иероглифического письма); одновременно с этим пытаются патентовать и само биологическое разнообразие региона – в данном случае мы и имеем дело с феноменом, известным под названием «биопиратство» (практика патентования и использования в коммерческих целях различных медицинских, сельскохозяйственных и прочих ноу-хау, являющихся достоянием аборигенных культур, без разрешения представителей данных культур и без выплаты им компенсации).
В том, что касается южных майя, и в частности майя Чиапаса — там за последние годы ситуация несколько улучшилась – местная администрация объявила о реализации плана по борьбе с бедностью в рамках «Целей Развития Тысячелетия» ООН. Однако есть и серьезные опасения относительно эффективности этого плана. Возникает также ряд проблем юридического характера, ведь правительство Мексики не соблюдает нормы, предполагающие обязательные консультации с местным индейским населением, когда речь заходит о праве распоряжаться полезными ископаемыми на землях аборигенных народов.
И хотя за последние годы объем федеральных инвестиций коренным народам Мексики удвоился, это никак в реальности не сказалось на уровне бедности индейских общин. Вместе с тем, по новым данным Национального совета по социальному развитию Мексики (Consejo Nacional de Evaluación de la Política de Desarrollo Social), если в условиях крайней и средней бедности в 2010-м проживало в целом около 46,2% мексиканцев, то среди коренного населения – 79,3%.
Древняя цивилизация майя, как утверждает сегодня многие исследователи, пришла в упадок из-за климатической катастрофы. И выживание современных майя зависит от сохранения их природных ресурсов от последствий искусственных климатических изменений, вызываемых нещадной эксплуатацией и приватизацией их земель – общественной собственности майя. Не «конец света» нам грозит, а уничтожение современных майя – сохранившейся и отказывающейся умирать величайшей цивилизации.
Китали Ровироса-Мадрасо Guardian
Коммюнике Генерального Командования Сапатистской Армии Народного Освобождения.
Сапатисты вернулись! Из тьмы ночи командование Сапатистской Армии только что огласило коммюнике.
Заканчивается цикл календаря майя и тысячи сапатистов молча возникли из тьмы ночи, оккупируя площади городов Чиапаса. Из дебрей Лакандонской сельвы субкоманданте Маркос издал следующее коммюнике.
21 декабря 2012
Всем, кого это касается.
Вы слышите?
Этот рушится их мир.
Это мы возвращаемся.
День, бывший Днем, был ночью.
И день, бывший ночью, снова будет днем.
Демократия!
Свобода!
Справедливость!
Из гор юго-востока Мексики
От имени подпольного революционного комитета коренных народов — Генерального Командования Сапатистской Армии Народного Освобождения EZLN
Субкоманданте Маркос
Перевод: Дмитрий Колесник
Критика сапатистов: http://aitrus.info/node/3990