Репортаж Simòn Sedillo: http://elenemigocomun.net/
11-го декабря 2012 года Министерство Юстиции США объявило, что банковский гигант HSBC получил иммунитет от судебного преследования, несмотря на неопровержимые доказательства, что они упорно не желают осуществлять борьбу с отмыванием денег. Помощник генерального прокурора Лэнни Брейер сказал: “Если бы власти США решили завести уголовное дело, HSBC почти наверняка потерял бы свою банковскую лицензию в США, будущие учреждения были бы под угрозой, и вся банковская система была бы дестабилизирована”. Вся банковская система была бы дестабилизирована?
Вместо этого Министерство Юстиции решило наказать HSBC рекордным штрафом в размере 1,9 миллиардов долларов, и заявило о том, что будет контролировать деятельность банка в течение пяти лет. Эти 1,9 млрд. эквивалентны тому, что HSBC зарабатывает за пять недель, другими словами, это капля в море. Самая печальная часть истории заключается в самих средствах массовой информации, которые обратили внимание на отмывание денег и штрафы, вместо того, что обратить внимание на загубленные жизни и узаконенную организованную преступность, которая имеет отношение к так называемой войне за наркотики. Выходит, что Департамент Юстиции США объявил миру о том, что по этой схеме отмывалось куча бабла, а преступники были слишком влиятельными. Преследовать в судебном порядке банк, куда шли грязные деньги, было слишком рисковано с точки зрения глобальных экономических последствий. “Простите, детишки, но пожалуй, плохие парни выигрывают”.
В Черане (Мексика) никого не удивляют новости о неприкосновенности HSBC от уголовного преследования и санкций США. Сообщество задыхается от организованной преступности с 2000 года. После выборов мэра в 2008 году, когда пост достался кандидату от PRI (Институциональная Революционная Партия), незаконная деятельность приобрела новый размах. Жители узнали, что организованная преступность является неотъемлемой частью местной политики и экономики на всех уровнях. Черан – очень красивая община индейцев Пурепеча в горах , окружённая драгоценным лесом, и им прекрасно известна настоящая цена отмытой прибыли. Сразу же после выборов мэра в 2008 году жители начали испытывать разрушительные последствия беспощадного капитализма. Организованная преступность – лишь один из элементов мозаики.
Незаконные вырубки опустошили окрестный лес, а ведь индейцы Пурепеча считают, что именно лес – носитель духовной связи их народа с землёй. Заготовка леса стала больше походить на грабёж, а когда жители общины начали пытаться защищать свой лес, они столкнулись с настоящим кошмаром: мало того, что лесорубам помогали и покровительствовали местные органы власти и полиция, вся операция по заготовке леса координировалась членами крупного преступного синдиката. [До сих пор жители просят меня не называть сам синдикат ни в статьях, ни в речи, опасаясь, что меня убьют — прим. авт.]
Первые члены сообщества, отважившееся на защиту леса, были просто-напросто убиты. За 2008-2011 годы ситуация только ухудшилась. Преступники организовали рэкет даже для малого бизнеса коммуны. Лес были изнасилован, и царил террор, потому что каждый чувствовал себя в опасности. К закату город вымирал. Это реальность, с которой ежедневно сталкивается слишком много сообществ в Мексике.
Убийства, исчезновения, похищения, количество незаконных рубок леса и террор достигли кульминации к утру 15-го апреля 2011 года. За несколько дней до этой даты группа женщин начала втихаря принимать меры против разорения их города. 15-го апреля женщины восстали и, при поддержке детей и молодёжи, предприняли попытку задержать лесорубов, когда они ехали через город. Лесорубы попытались переехать женщин на грузовиках. На это уже среагировало всё население: начались поджоги грузовиков и задержания самих лесорубов.
Именно в этот момент стало очевидно соучастие местной полиции: именно полицейские привели бандитов к месту, где удерживались лесорубы. Бандиты попытались освободить пленников с использованием силы. Для предотвращения насилия в отношении жителей общины, по всему городу были устроены “fogatas” [горящие баррикады — прим. пер.] Через несколько дней люди решили, что они больше не доверяют каким-либо политикам или полиции. Они начали самоорганизовываться, чтобы защитить себя, и решили вернуться к своим традиционным индейским формам самоуправления.
Для того, чтобы обеспечить материально-технические, социальные, экономические и политические потребности сообщества был избран генеральный совет старейшин общины и сформированы соответствующие комиссии. Члены общины говорят, что они обратились к своей истории и старейшинам для того, чтобы вернуться к тому способу организации сообщества, который существовал до появления политических партий, полиции и организованной преступности. В настоящее время Генеральный совет признан легитимным руководящим органом в городе Черан, штат Мичоакан.
Община придерживается трёх базовых требований: безопасность, справедливость и восстановление лесных массивов на их территории. Они активно засаживают деревьями всю область и относятся к этому аспекту своей борьбы очень серьёзно, а также напоминают нам, что для них защита лесов – это традиционные и духовные обязательства. Коммуна Черан не верит, что кто-либо когда-нибудь ответит за их убитых, пропавших и покинувших город в результате конфликта, и они не ждут, что кто-нибудь из властей поймёт, чего они хотят для своего леса. На сегодняшний день индейцы понимают, что правосудие – это что-то, что зависит только от них самих. Когда речь заходит о безопасности, мир может увидеть, как выглядит сообщество, которое берёт на себя ответственность за свою собственную безопасность и обращается к традиционным местным формам самоуправления и самообороны.
Члены общины говорят, что вскоре после начала восстания в 2011 году, местные политики и полицейские просто бежали из страха перед местными жителями. Поэтому не было никакой необходимости никого изгонять. Члены общины захватили местные органы власти, полицейские грузовики, оружие и нашли всему этому достойное применение. Исторически Черан “охранялся” или защищался самими членами сообщества. Жители каждого из четырёх районов патрулировали улицы города, добровольно сменяя друг друга. Это называлось “общественная стража” (“ронда”). После восстания генеральный совет объявил о поиске волонтёров для работы в страже. Члены общины утверждают, что полиция введена правительством, но “ронда” является традиционным инструментом самообороны. Сегодня “ронда” делится на две части: “ronda comunitaria”, которая несёт ответственность за патрулирование и защиту сообщества внутри города и “guardabosques” или защитников леса, которые патрулируют окраины города и глубоко в лесу в целях защиты людей, проживающих в более сельских районах и самого леса.
Черан – не первая в Мексике община, которая вернулась к своим традиционным способам самозащиты. Они не первые ни для штата Мичоакан, ни даже для индейцев Пурепеча. Другие общины перешли к аналогичным практикам самоуправления и самообороны, и постепенно всё больше и больше общин видят это как достойную альтернативу коррумпированной политике и подчинению организованной преступности. Недавно члены совета более многочисленной общины в Нурио (Мичоакан), где долгое время практикуется самоуправление и самооборона, предложили, чтобы весь регион, заселённый Пурепеча, перешёл к организации местных отрядов “ronda”, которые потенциально могли бы координировать патрули на региональном уровне для защиты всех индейцев Пурепеча, живущих на территории штата Мичоакан.
Трудно не всплёскивать руками, когда вы слышите о таких преступниках, как HSBC, которому предоставили неприкасаемость от судебного преследования и санкций, но ещё труднее удержаться от салюта сжатым кулаком, когда индейцы Пурепеча успешно побеждают организованную преступность, коррумпированных политиков и крупный бизнес путём создания моделей для самоорганизации и самообороны на уровне местных сообществ.