Ранним утром 15 ноября в Зуккотти парке царил хаос. Нью-Йоркские полицейские окружили парк в Нижнем Манхэттене, где в рамках общенационального протеста проживали сотни активистов движения Оккупай. Полицейский рейд стал возможен в результате постановления суда позволяющего городу ограничивать проживание в палатках на территории частных парков.
Многие протестующие оказали сопротивление и около 200 были арестованы. Журналисты, спешившие к парку, были незаконно оттеснены полицией. Команды двух новостных агентств одна от CBS, другая от NBC получили приказ от полицейского управления города Нью-Йорка покинуть воздушное пространство над парком. Позднее представители NBC утверждали, что команда неправильно поняла распоряжение начальства. «Полиция не могла, и не закрывала воздушное пространство. Только Федеральное авиационное управление имеет на это право», — ;прокомментировал представитель полиции по связям с общественностью изданию Columbia Journalism Review. ФАУ сказали, что не накладывали никаких ограничений на полеты. Вне зависимости от этого, большие медиа де-факто оказались в пролете. Только у одного репортера была возможность запечатлеть полицейскую операцию с высоты птичьего полета. Тим Пол, 26-летний независимый видео-журналист, в начале декабря стал запускать над головами полицейских и протестующих усовершенствованного двухфутового робота, который был произведен французской компанией Parrot. Камера, прикрепленная к боту, транслировала видео на смартфон Пола, который передавал съемки в интернет в прямом эфире.
Даже если полицейские и заметили эту небольшую штуковину, очевидно, что они никак не могли остановить её. В отличие от CBS и NBC, юный Пол, в своей «фирменной» черной вязаной шапке знал закон. Он понимал, что новаторские полеты его дрона не переходят границу закона, хоть и приближаются к ней почти вплотную.
Пол со своим роботом предвосхитил будущее: быстрое развитие дешевых технологий по производству дронов совместно с ослаблением юридических ограничений, скорее всего, приведет к широкому распространению летающих роботов в течение ближайших трех лет. Распространение diy-робототехники может радикально изменить новости, полицию, бизнес и политику. Так же это может инициировать своеобразную гонку вооружения, когда владельцы роботов будут пытаться обогнать своих конкурентнов.
Представьте себе полицейские дроны, патрулирующие городские улицы на высоте верхушек деревьев, их камеры сканируют толпу в поисках оружия или подозрительной активности. «Новостные боты» несут вахту, транслируя видео происшествий в прямой эфир. Дроны протестных групп парят над теми и другими, наблюдая за наблюдающими. Поблизости дроны агентств недвижимости присматриваются к горячим предложениям. Роботы курьеры доставляют пиццу, следуя за сигналами телефонов покупателей. В то время как анти-дроновые «защитники свободы», поднятые по тревоге специальными чипами выходят на охоту, вооружившись ружьями и дробовиками.
Это не просто фантазии. Все это происходит уже сегодня, хоть с меньшей частотой и иногда незаконно. Единственное, что сдерживает роботов – правительственные ограничения, которые будут отменены в интересах развития технологий. Правила должны измениться в 2015 году. Это будет год, когда дроны смогут показать себя в полную силу. «Все уже к этому готовы», — говорит Пол, — «Все просто станет безумней».
Прошлое роботов
Не все сойдутся в том, что же можно назвать роботом. Если мы подразумеваем под этим термином автономные машины, то в роботах нет ничего такого нового. Немцы и американцы использовали дистанционно-управляемые танки, бомбы и самолеты на протяжении всей Второй мировой войны. Пилот военно-морского флота Джозеф Патрик Кеннеди, старший брат Джона Кеннеди погиб в аварии при запуске дрона-бомбардировщика в 1944.
«Умные» машины начали появляться на американских фабриках в послевоенное десятилетие, и на протяжении долго времени дроны, в основном, оставались в руках армии и промышленности. Их держали взаперти. Но в 90-х они вырвались на свободу. Это произошло из-за появления беспроводных сетей, дешевых и мощных компьютеров и камер, а также развития программирования, которые сделали роботов доступными, надежными и легкими в использовании. В 1990-м, три бывших исследователя из MIT основали iRobot, одну из первых компаний по производству роботов для обычных потребителей. Их самым знаменитым продуктом является пылесос Roomba, проданный в количестве более 3 миллионов. Также фирма производит наземные «боты» для полиции и армии. Но реальную свою нишу роботы нашли в воздухе. С 1990 года, военные США заказали тысячи воздушных дронов, начиная с “Ravens” величиной с чайку и кончая громадными “Global Hawks” с размахом крыла как у Боинга 737. Первые дроны для простых потребителей возникли, когда в ранних 2000-х к игрушечным радиоуправляемым самолетам добавили сенсоры и программное обеспечение. Следующее поколение усовершенствованных винтов наподобие вертолетных, позволили им зависать в воздухе.
Сегодня новые компании по всему миру выпускают дронов такого рода. Mikrokopter из германии продают популярный восьмивинтовой “Oktokopter” за $3,000. Цена четырехвинтового дрона Parrot около $400 и ниже. Oktokopter управляется специальным радиоконтроллером. Управлять The Parrot AR Drone можно с помощью бесплатного программного обеспечения для iPhone, iPad или Android. Оба дрона могут транслировать потоковое видео.
«Это очень большой рынок», — говорит Бен Гилоу, генеральный консул Международной ассоциации беспилотных транспортных систем, отраслевой группы с офисом в Виржинии. Среди наиболее вероятных потребителей он перечисляет журналистов, агентов по недвижимости и полицейские департаменты. «По сути любой, кому необходима точка обзора на большой высоте», — говорит Гилоу. Согласно пресс-релизу, в полицейском департаменте Нью-Йорка уже рассматривают роботов в качестве дополнения к их флоту пилотируемых вертолетов. (И полицейский департамент, и мэрия Нью-Йорка отказались от комментариев).
Поскольку дроны дешевле чем, например, вертолеты, они будут использоваться для тех целей, ради которых применение авиации было бы излишне, а это может привести к их более масштабному проникновению в повседневную жизнь.
Федеральное авиационное управление, которое следит за безопасностью полетов в США, дополняет список Gilow из потенциальных пользователей доронов пожарными и операторами трубопроводов. К 2020 году ФАУ прогнозирует 15000 роботов в воздушном пространстве США, и 30,000 к 2030. «Эта индустрия сегодня находится на самой ранней стадии развития», — отмечает агентство в своем недавнем докладе.
Что же гласит закон
ФАУ запрещает полеты частных дронов за пределами видимости и на высоте выше 400 футов (около 120 метров), а также налагает запрет на их коммерческое использование. Главная забота ФАУ – безопасность. «Как они используются, и зачем они используется, так же касается других», — говорит Лес Дорр, представитель агентства. Опасения насчет возможных несчастных случаев по вине роботов не безосновательны. Во время нескольких происшествий в Ираке и Афганистане, военные самолеты США уже напарывались на находившихся в воздухе дронов, что привело к уничтожению роботов, но, к счастью, обошлось без человеческих жертв. Власти отчасти обеспокоены той опасностью, которую представляют дроны в густонаселенных городах, уже и так заполненных гражданскими авиасудами.
Небольшой список законных пользователей роботов, совершающих полеты на дальние расстояния и на большую высоту в Америке, включает военных, НАСА, министерство внутренней безопасности, несколько государственных университетов и пару полицейских департаментов в Техасе и Флориде. У всех них имеются официальные разрешения от ФАУ. Единственные причины, по которым робо-журнализм Пола в Зуккоти-парке оставался легальными, заключались в том что, он удерживал дрона на небольшой высоте и в поле зрения, а также, потому что он распространял видео бесплатно. Мэтт Вэйт, скуластый мужчина тридцати с лишним лет, организовал лабораторию дрон-журналистики в Университете Небраски, где осуществляет эксперименты по комбинации роботов с камерами. «Если я сниму событие и продам кадры в газету, то получу предупреждение от ФАУ». Агентство уже организовало расследование по поводу газеты The Daily, выходящей только на iPad, которая использовала MicroDrone MD4-1000 для съемки видео наводнений и штормов в Алабаме и Новой Дакоте. Для того, чтобы попасть под штраф не обязательно быть коммерческим медиа. Полицейский департамент Лос-Анджелеса уже направил предупреждение агентству недвижимости, которое использовало дронов для осмотра дорогостоящей недвижимости. В марте веб-сайт, предположительно принадлежащий стартапу по доставке еды, анонсировал доставку тако с помощью четырехпропеллерного Mikrokopter. Конечно, Такокоптер оказался мистификацией, ведь по актуальному законодательству роботизированная доставка еды однозначно находится под запретом.
Давление за ослабление ограничений на использование дронов велось годами. «Дроны многосторонняя технология, которая найдет очень выгодное применение», — говорит правовой эксперт из Стэндфордского Университета Райан Кало. Прошлой осенью Конгресс постановил ФАУ открыть гражданское воздушное пространство для ежедневных полетов роботов не позднее 2015. У агентства есть три года на то чтобы понять, как сертифицировать и регулировать надвигающиеся стаи роботов.
Политические машины
Вы не можете использовать дронов для извлечения прибыли. Во всяком случае, пока. Но как знал Пол, существует не так много ограничений для их некоммерческого применения. За исключением правительства, наибольшее распространение дроны получили среди групп защитников животных и других активистов. И это уже влияет на Американскую политику.
В прошлом году Общество охраны морской фауны «Морской пастух», Орегонская анти-китобойная группа, стоящая за шоу «Китовые войны» на Animal Planet, анонсировала в феврале запуск дрона над голубиным стрельбищем в Ерхардте, Южная Каролина. На сайте журнала для охотников Field and Stream разгорелась ожесточенная дискуссия. «Разве это не нарушение приватности?» — вопрошал один из комментаторов. Другие предлагали различные тактики для стрельбы по дрону. Там же шли споры относительно лучшего вида патронов для уничтожения Mikrokopter. Кто-то предложил использовать анти-танковую ракету. Этот вариант был отвергнут, охотники не шутили. Почти сразу после того как Хинди запустил свой Oktokopter с общественного шоссе рядом с местом охоты, раздались выстрелы. Дрон упал на землю напротив активистов. «Я же говорил, что два выстрела из a .308 (ружья) решат эту проблему», — хвастался комментатор на Field and Stream. Хинди говорит, что это насилие не остановит его группу. «Мы сделаем это!» — говорит он. — «Главное, что наши действия совершенно законны».
Всевидящее око
Охотники не единственные противники дронов. Министерство национальной безопасности, таможенники и пограничники используют летающих роботов для наблюдения за земной поверхностью США. В крайних случаях они могут прийти на помощь местным полицейским департаментам – эти случаи предсказывают то, как будут использоваться дроны после 2015 года. Гилоу говорит, что любой полицейский департамент без своего собственного вертолета (а таких большинство) наверняка попробует обзавестись дроном.
Прошлым летом, в округе Нельсон, Северная Дакота, Родни Броссарт и его семья предположительно украли шесть коров, забредших на их землю. Местный шериф начал расследование и во время визита к Броссартам обнаружил их вооруженными до зубов. Шериф сбежал и запросил подмогу.
Таможенники и пограничники направили одного из своих дронов Predator размером с частный самолет Cessna к собственности Броссарта. Он поднялся на орбиту, сканируя местность на предмет оружия, в то время как межведомственная полиция предприняла ещё одну, на этот раз успешную попытку ареста предполагаемого угонщика скота. Адвокат Броссартов Брюс Квик поклялся проверить легальность ареста с использованием дрона. «Это просто дико, что они использовали военного дрона для подобной цели», — сообщил Квик «Grand Forks Herald». «Я не думаю что подобные вещи предназначены для такого». Американский союз гражданских свобод так же взволнован: «Наши законы о приватности не достаточно сильны для того, чтобы гарантировать ответственное использование этой новой технологии в согласии с демократическими ценностями», — заявила группа в декабре. Поскольку дроны дешевле, чем, скажем, вертолеты, они будут использоваться в случаях, когда никто бы не вздумал привлекать вертолеты, а это может означать большее внедрение в повседневную жизнь». Полицейский департамент не станет использовать вертолет для поиска нелицензированных бассейнов по району, — говорит Стенфорд Кало, — но как насчет дронов?»
Дроны уже здесь, ещё больше их на подходе и они никуда не уйдут. «Мы увидим огромное количество дронов в нашем небе, когда технология станет более доступной, а ограничения на их использование исчезнут»,- говорит Кало.
Но кому они будут принадлежать? Пол усиленно работает над установкой более качественной камеры, системы управления и более крепкого корпуса на его модификацию Parrot, которого он может сдавать в аренду или давать бесплатно другим людям. Он надеется, что больше и больше обычных граждан смогут обзавестись дронами. Как минимум для того, чтобы идти в ногу с компаниями и государственными службами, пытающимися построить собственные флотилии дронов после падения ограничений ФАУ. «К тому моменту, когда ограничения пропадут и дронов станет больше, мы хотим убедиться в том, что существует баланс сил».
Дэвид Экс