Есть расхожее сравнение: мужчины и женщины настолько разные, что, кажется, пришли на Землю с разных планет. Ну, физические отличия мужчин от женщин очевидны каждому. Однако считается, что и психосоциальные — вполне под стать физическим. Личностные устремления женщин далеки от таковых у мужчин, те и другие испытывают разные эмоции по одному и тому же поводу, мужчины грубы, женщины капризны и сентиментальны, и так далее, и так далее, и так далее.
Однако исследователи из
Оказалось, что психологические свойства распределяются по женщинам и мужчинам примерно одинаково. То есть нельзя сказать, что такое свойство, как уверенность в себе, есть преимущественно мужская черта: соотношение уверенных и неуверенных в себе мужчин равно такому же соотношению у женщин. И, например, отношения с другим человеком мужчины и женщины воспринимают более или менее одинаково. Это не значит, что различий между ними нет, но их недостаточно, чтобы с ходу вслепую приписать человека к мужскому или женскому психотипу. И здесь нужно подробнее описать ту ошибку, которую совершают люди, опирающиеся на модели «среднего мужчины» или «средней женщины». Когда родители, например, ждут рождения мальчика, то каким они видят сына? Он будет мужчиной — то есть сильным; он будет мужчиной — значит, будет сдерживать чувства; он будет драться — правильно, потому что мальчики агрессивнее; он будет получать пятёрки по математике — правильно, это мужская наука. Так вот: нет. Мужчина может быть агрессивным, но при этом путаться в таблице умножения. Он может быть слабаком, но отличаться большой агрессивностью. И так далее, и с девочками — то же самое.
Порой это кажется очевидным (особенно что касается силы и математики), однако общественное мнение всё равно как норму воспринимает некий идеальный психологический объект, а то, что есть, так сказать, на руках, это так, отступление от правил. Никто вовсе не отрицает, что на свете существуют 100-процентные мужчины, которые и сильны, и агрессивны, и в математике молодцы. Но это не обычный, «средневзвешенный» мужчина, это крайние — и весьма немногочисленные — случаи. Психологи, создавая мужской или женский облик, следуют мифам массового сознания, хотя и опираются на данные, казалось бы, объективных исследований. Впрочем, как известно, данные объективного исследования легко поддаются субъективному толкованию.
Легко понять, как такие гендерные стереотипы сказываются на отношениях. Всем знакомы возгласы «Сделай это, ты же мужчина!» или «Ты женщина, тебе полагается то-то и то-то». Такие речи берут начало в культурных особенностях, но эти культурные особенности, в свою очередь, подпитываются убеждённостью, что есть некий комплекс психологических черт, которые должны присутствовать у всякого мужчины или всякой женщины. Опять-таки всем знакомо классическое «У всех мужики как мужики, а мой-то…». Но вот как раз «мужиков как мужиков» не существует в природе. Ну, может, один–два на всю, как говорится, популяцию. Заимствуя генетический термин, можно сказать, что все признаки мужского, а равно и признаки женского друг с другом не сцеплены и проявляются у разных людей независимо. И не следует думать, что такое шаблонное отношение есть свойство только гетеросексуальных пар: исследователи специально упоминают о том, что и среди сексуальных меньшинств те же гендерные стереотипы весьма и весьма распространены, и принадлежность обоих членов пары одному полу этому не помеха.
Так что остаётся признать, что наиболее «мужскими» и «женскими» чертами остаются те, что имеют отношение к сугубо физиологическим параметрам: например, сила — ведь средний мужчина всё-таки сильнее средней женщины. Нельзя сказать, что гипотеза о преувеличении гендерно-психологических различий так уж нова: исследования на эту тему уже проводились. Однако такие работы обычно носят метааналитический характер и имеют дело с результатами опросов. Так что критически настроенным в этом отношении психологам следует подумать о том, как экспериментально подтвердить свою правоту.
Результаты исследования опубликованы в издании
Подготовлено по материалам