Высшее образование снова дорожает – с 1 апреля плата за обучение в белорусских вузах поднимается на 8–10%. Но вряд ли это значит, что выросло и качество образовательных услуг.
Повышения стоимости обучения ждали еще в начале года, когда на 7% повысилась ставка первого разряда. Как правило, именно после этого студенты-платники начинают готовиться к тому, что в квитанциях об оплате будут прописаны большие суммы. Однако никаких изменений не произошло.
Возможно, потому, что накануне, в декабре прошлого года, студенты одного из столичных вузов пожаловались президенту на высокую стоимость обучения. Глава государства согласился с молодежью и дал наказ своим помощникам и руководству Минобразования – «с этим надо разобраться».
Никаких разбирательств, во всяком случае видимых, не последовало – министр образования Сергей Маскевич заверил, что студенты «все равно платят меньше, чем оно стоит», а государство и так покрывает почти 40% расходов на образование «платников». Однако повышение стоимости обучения отсрочили – ставка первого разряда повысилась в январе, а цены на обучение вырастут с 1 апреля, как ожидается, на 8–10%.
Растет и в рублях, и в долларах
Новую стоимость обучения Министерство образования пока не установило, однако очевидно, что платить студентам придется немало. По данным Минобразования, в нынешнем учебном году стоимость платного обучения на дневной форме в вузах составляет от 7 до 14,9 млн рублей. Соответственно, с 1 апреля плата поднимается примерно на 600–1500 тысяч рублей.
Впрочем, подорожание не такое значительное, как, к примеру, в прошлом учебном году, когда стоимость обучения повышалась четыре раза. В Барановичском университете, к примеру, высшее образование, которое в начале прошлого учебного года для первокурсников стоило около 4,4 миллиона рублей, к концу года обходилось в 6,4 миллиона, а к началу этого учебного года – 11,3 миллиона рублей. Для студентов остальных курсов образование повысилось с 5,6 млн руб до 7,5–8,6 млн рублей в год.
Причем стоимость изменилась и в долларовом эквиваленте. До кризиса цены в Барановичском университете держались на уровне 1–1,15 тысячи долларов. В 2011 году они понизились до 840 долларов за год и резко взлетели для абитуриентов-2012, которым платное образование в БарГУ предложили уже за 1340 долларов.
За что же платим?
Несмотря на то, что подорожание, наметившееся на апрель, не столь значительное, как в прошлом году, студентов-платников «напрягают» и такие изменения.
«Образование, мягко говоря, недешевое – на сегодняшний день я плачу около 7 миллионов в год. Плюс к этому два-три раза в год подписываю договоры на увеличение оплаты. У меня со второго курса льготный кредит от «Беларусбанка» на оплату обучения, но банк оплачивает только два первых взноса за курс, третий – в этом году он составил около 2,5 миллиона – осиливаю самостоятельно. Да и сам кредит с его процентами дорого обходится», – рассказала «IP» студентка 5-го курса факультета экономики и права БарГУ.
Студентка 2-го курса факультета иностранных языков сумму в 8,6 миллиона непосильной не считает, хотя признается – вложенных денег образование не стоит. «Не хватает разнообразия, не хватает профессионального подхода преподавателей, чувствуется отсутствие профессорского состава. Порою кажется, что некоторые преподаватели гораздо больше внимания уделяют посещаемости, чем успеваемости», – поделилась студентка. По ее словам, ей есть с чем сравнивать: два года назад она планировала поступить в один из вузов Литвы и знакомилась с системой образования в Европе.
«Европейский и белорусский подходы вообще сложно сравнивать. Там преподаватели заинтересованы вложить в студента знания, они придумывают оригинальные интересные способы подачи материала. У нас же в университете большинство преподавателей просто зачитывают материал с листка», – рассказала второкурсница.
Какие затраты – такое и образование
В своих последних отчетных документах Министерство образования, жонглируя цифрами, приходит к выводам, что «система образования в Беларуси в своем развитии не уступает ведущим странам Европейского союза, а по сравнению со странами СНГ – превосходит последних практически по всем показателям». К примеру, говорится в отчете, по количеству студентов на 10 тысяч человек Беларусь занимает 9-е место среди европейских стран, а среди стран СНГ – второе.
Противоположный взгляд на белорусское образование представлен в докладе БИС – Белорусского института стратегических исследований (независимого аналитического центра с офисом в Литве), авторы которого замечают, что отечественное образование «все в большей степени становится жертвой образовательной политики, направленной на минимизацию государственных расходов на образование в противоположность росту финансирования образовательной сферы в развитых странах».
Так, по данным БИС, за последние 10 лет расходы стран Евросоюза на образование увеличились в среднем на 36%, в то время как в Беларуси господдержка сократилась примерно на 20%.
В странах организации экономического сотрудничества и развития, в состав которой входят 34 высокоразвитые страны, признающие принципы демократии и свободной рыночной экономики (Австралия, Германия, Япония, Финляндия и т.д), на одного студента расходуется в среднем 13,7 тыс. долларов в год. В Беларуси же на высшее образование одного человека расходуется примерно 1,9 тыс. долларов. Такой разрыв, по мнению аналитиков, слишком велик, чтобы не сказаться на качестве образования. Тем более что мировые рейтинги университетов доказывают: достижения лидеров этих топов тесно связаны с уровнем затрат на одного студента.
Кстати, в Беларуси только 37% студентов государственных вузов получают образование за счет бюджета. В Польше, к примеру, бесплатно учатся 55% (около миллиона) студентов, на образование которых в год выделяется 3,5 млрд долларов.
Несмотря на то что качественное образование студента обходится в довольно круглую сумму, в некоторых странах Европы основную финансовую нагрузку государство берет на себя. Например, в Польше обучение на дневной форме во всех госуниверситетах – бесплатное. В Германии плата за обучение зависит от того, где находится вуз: в восточных и северных землях образование бесплатное и ограничивается лишь административными сборами (примерно 200 евро за год), а, например, в Баварии и Саксонии плата составляет около 500 евро за семестр. Примерно столько же обходится высшее образование в государственных вузах гражданам Франции. Бесплатное образование на дневном отделении и в Чехии, причем даже для иностранцев.
Кроме государственной поддержки, в этих странах также развиты такие источники финансирования образования, как гранты, международная поддержка, научная деятельность. В отечественных вузах это неактуально, белорусские менеджеры в сфере образования предпочитают брать деньги у студентов.
О полностью бесплатном образовании в нашей стране тоже говорить не приходится — ведь та треть, что обучается за счет бюджетных средств, обязана после окончания вуза отработать два года по распределению. А при отказе – заплатить полную стоимость обучения, да еще и пересчитанную по новому курсу.
Комментарий специалиста
«Вместо реальных реформ высшее образование посыпают блестками»
Светлана Мацкевич, кандидат педагогических наук, член Болонского комитета, эксперт в области образования:
– С одной стороны – экономической – уровень оплаты за обучение не обеспечивает полностью всех затрат университета. Это факт. И государство действительно дотирует часть расходов на обучение «платников», чтобы обеспечить зарплату педагогам.
Если же подходить к этому вопросу с другой стороны – качественной – то уровень образования, которое получают белорусские студенты, едва ли стоит тех денег, которые они платят. Наши университеты сильно переоценивают стоимость своих услуг.
Грубо говоря, качество современного высшего образования в Беларуси – это результат неэффективной работы всей системы образовательного менеджмента. Это результат того, что основные вопросы, касательно качества образования, решаются на уровне политики. Идеальный образованный человек, по мнению властей, – лояльный, послушный, с идеологически выверенными понятиями. Само собой, что подобный «чисто белорусский продукт» не будет отвечать требованиям международного рынка.
Европа предоставляет Беларуси шанс вступить в Болонскую систему и дает ей срок, чтобы реформировать белорусскую систему высшего образования и максимально приблизить ее к европейской. Но наши чиновники вместо реального реформирования лишь посыпают блестками систему образования: изменяют сроки обучения, образцы дипломов и т.д.
А надо вникнуть и понять главный принцип, который есть в европейской системе, – принцип академических свобод. В действительности же академических свобод у нас нет.
Университет подчиняется Министерству образования, ректор назначается, а не избирается. До сих пор образование понимается как вторичная социальная сфера, придаток к экономике и политике. Но именно в этой сфере формируется главное достояние страны — гражданин, образованный и грамотный человек.
Стоимость образования в государственном университете на дневном отделении (для лиц с гражданством указанных стран)
Студенты чаще всего работают без оформления и на честном слове.
Одна из самых актуальных проблем для молодежи — нехватка денег. Для иногороднего студента вуза жизнь в столице обходится совсем не дешево. А если учитывать проживание на съемной квартире и оплату за учебу, то одной родительской помощью тут уже не обойдешься.
Многие ищут любой способ подзаработать. Совмещать работу хотя бы на полставки с учебой довольно сложно. Но для активных и ищущих выход есть всегда — одноразовые подработки. Все чаще в объявлениях появляются вакансии грузчиков, разнорабочих, промоутеров, расклейщиков объявлений и консультантов. По сути, кроме неплохой физической силы и нескольких свободных часов в день, ничего больше не требуется.
Молодые ребята поделились впечатлениями о своем опыте подработок с корреспондентом TUT.BY.
Виталий неоднократно подрабатывал, причем в разных сферах — грузчиком, распространителем объявлений и почтальоном. Заработок составлял от 100 до 280 тысяч за день, для студента не так уж и плохо. Один из минусов — непостоянство. Самые значительные подработки выпадали на стройку. Вакансии Виталий искал в специальных группах Вконтакте, в газетах. Сейчас иногда прибегает к помощи знакомых.
«При желании я могу иметь подработку каждые выходные, схема уже налажена, и это удобно. Я убежден, что найти что-то такое в Минске парню-студенту не сложно», — рассказывает Виталий.
Несмотря на отсутствие гарантии, парню повезло — его никогда не обманывали, платили всегда, сколько было оговорено первоначально. Поэтому пока такая работа его устраивает, собирается продолжать дальше.
У Марины, студентки-первокурсницы Международного университета «МИТСО», опыт подработок небольшой. Однажды попробовала себя на акции одной из крупных компаний в качестве промоутера. Тогда ей не очень понравилось, потому что было холодно, весь день нужно было стоять около входа в гипермаркет. Это не стоило тех 75 тысяч, которые она получила в итоге. Как и многим, нужна была подработка, потому что не хватало тех денег, что дают родители, и просить у них больше совесть не позволяла. Учится девушка на платном отделении, живет в общежитии, но платит за него от 500 до 530 тысяч. Поэтому приходится искать хоть какие-то дополнительные средства. Дополнительное препятствие — девушка еще не достигла совершеннолетия.
«Часто предлагают заниматься поиском клиентов, навязываться им, продавать косметику и всё такое, но это тоже не вариант, скорее всего, надувательство какое-то», — делится впечатлениями Марина.
Каролина, бывшая студентка колледжа, про свои попытки подработать вспоминать не очень любит. Тогда у нее, как у многих студентов, были проблемы с деньгами. На постоянную работу не было возможности устроиться. Поэтому она бралась за все, что более-менее подходило. Так пришлось примерить на себя роль уборщицы и гардеробщицы в ночном клубе. Из-за этого были проблемы и с учебой, и со временем. Часто приходилось работать до 6 часов утра, девушка постоянно недосыпала. Ни на одну из работ официально не оформляли. Все детали оговаривались исключительно устно. Это повлекло за собой вполне ожидаемые последствия — вместо обещанных 500 платили только 300 тысяч, хотя работать приходилось не покладая рук. В итоге Каролина разочаровалась в таком виде заработка. Слишком опасно получается, потом некому предъявить претензии.
Андрей, первокурсник БНТУ, несмотря на то, что в столице живет и учится только чуть больше года, уже перепробовал многое в погоне за лишней копеечкой. Работал в Минске и на окраинах. Разгружал фуры, выносил строительный мусор, чистил снег, перевозил архивы, ездил по городу и носил аккумуляторы для станций мобильного оператора. Находил все эти вакансии в интернете, реже через знакомых. Заработок составлял не меньше 100 тысяч в день. Однажды получал 180 и даже 240 тысяч. Все зависело от того, сколько часов работал. Лишними деньги никогда не бывают, особенно для студента. Такое средство дополнительного дохода ему нравится, учебе особо не мешает пока.
«Единственный минус — не всегда можно позволить себе лишний раз подзаработать из-за недостатка времени и несовершеннолетия. Но было бы только желание, найдешь что-нибудь точно», — рассказывает Андрей.
Студент 4-го курса БГУФК, Евгений, начинал работать еще в 2010 году. Из-за необходимости снимать жилье денег катастрофически не хватало. Тогда-то ему знакомый и предложил впервые подработать грузчиком пару вечеров у него на складе. Первый раз Евгений получил около 150 тысяч. Позже он узнал, что многие парни из его университета зарабатывают таким образом, поговорил с однокурсниками, заинтересовался. Знакомые стали брать его с собой на различные подработки или просто давали полезные номера, где чаще всего можно что-то найти. Телефонная книга наполнялась, возможностей было всё больше. Искать вакансии в интернете нужды не было, да и не хотелось.
Работа была непростая. Приходилось таскать мебель, стройматериалы на 5-й, а то и на 12-й этаж, разгружать вагоны с продуктами, носить и складывать бревна, работать на стройке, на большой высоте. Обычно расценки оговаривали сразу. Платили за часы по определенному тарифу. Конечно, все зависело от самого вида работы, но в среднем получалось от 4 долларов в час. Если же подработку находил с посредником, то приходилось и ему отдавать процент. Были случаи, когда заказчики обманывали, сначала обещали большую сумму, потом платили гораздо меньше. Есть и еще один минус — работа сезонная. Летом заказов больше, зимой найти что-то сложно. Самый большой заработок за месяц Евгений получил на строительстве. Там была целая серия подработок. Получилось в сумме около 3 млн. Тогда он даже родителям смог послать часть денег. Но такие шансы выпадают редко. Чаще всего получаешь от 150 до 300 тысяч за раз. А максимальная сумма за день была 550 тысяч. Заработок уходит в основном на оплату за квартиру и учебу, но кое-что Евгений старается откладывать постоянно. Говорит, что ему стыдно в таком возрасте сидеть на шее у родителей, хочется и им помочь, ведь на периферии зарабатывают очень мало.